Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Рождение тренинга "Посетители музеев"

Свой первый взгляд и самое первое ощущение от заседания питерского Клуба сетевого взаимодействия я изложила здесь. Текст - от гостя, участника, соведущего...

А в этом посте о том, как совершенно неожиданно для меня родился новый интересный тренинг для учителей. Чтобы зафиксировать, как, из каких идей, обрывков фраз, энергии и участия самых разных коллег, появились материалы этого тренинга, я постараюсь рассказать в формате дневника.

Закончились мастер-классы первого дня конференции "Информационные технологии для новой школы"... Большой компанией мы сидим в кафе и, пытаясь "собрать мысли в кучу", планируем завтрашний Клуб, где в течение последних полутора лет раз в месяц собираются питерские учителя.

Сквозная тема очередного клуба, приуроченного к конференции, сформулирована Юрием Ээльмаа: "Учитель, слезь с тумбочки"... Тема, с одной стороны, всех задевает, но с другой стороны, любой из предлагаемых к ней форматов не выходит за пределы задачи - "агитации самих себя"...
Согласитесь, для встречи, которая случается для многих, имея в виду гостей, не чаще раза в год, эта тема не столь перспективна, чтобы заниматься ее решением в течении нескольких часов. Забегая вперед, скажу, что продолжительность этого заседания вышла за пределы 5 часов...
Звучит многими разделяемая установка на завтрашнее заседание: надо, чтобы эта встреча в клубе имела продолжение в виде конкретного дела: сетевой активности, акции, в идеале - проекта. И тут с подачи Татьяны Пирог всплывает давно обсуждаемая в разных сообществах идея - развивать направление "образования вне классной комнаты". Случай явно подходящий - на Клубе соберутся мотивированные учителя, владеющие ИКТ-инструментами, и ... готовые к проблематизации и учебе...

Поскольку дело, напомню, происходит в Санкт-Петербурге, городе, особенно богатом музеями, к тому же, музеи и парки - это те самые "места", где можно планировать "обучение вне классной комнаты", Лидия Ивановна Кобцева пересказывает присутствующим прочитанную ею в Интернете интересную статью об особенностях поведения посетителей в музее.

Цитата
Социологической службой Эрмитажа (автор типологии — В. В. Селиванов) было проанализировано поведение огромного числа посетителей, и на основании этих наблюдений сделаны выводы о траектории движения посетителей, принадлежащих к различным типам. Для большей наглядности и эмоциональной убедительности им были присвоены имена, в образной форме выявляющие характер их передвижений...

Полностью статью можно найти здесь.

И тут появляется еще одна идея - организовать завтра на Клубе тренинг для учителей с конкретной учебной задачей. Задача формулируется так: поучиться всем вместе, работая в группах по 5-6 человек, составлению заданий на функциональную грамотность чтения. За основу взять текст, только не тот самый, что открывается по приведенной выше ссылке, а заново написанный, адаптированный под школьников среднего или старшего звена. Такой текст по памяти, со слов Л.И.Кобцевой, и создает к следующему утру Зинаида Юльевна Смирнова - филолог, методист РЦОКОиИТ Санкт-Петербурга и участник Клуба.

Дальше и происходит самое интересное! В первой половине Клуба в режиме групповой работы участники определяются с образовательными целями выхода "за пределы классной комнаты", в частности, в парки... На одном из этапов мозгового штурма совместно разрабатываем "Правила проектирования паркового урока", правила, о которых всегда лучше договориться "на берегу"...

А во второй части Клуба, которую мы условно и назвали "тренингом", участники создают, каждая группа в своем отдельном "гуглодоксе", задания на несколько уровней понимания текста (см. типологию). В результате, к концу тренинга, у нас есть 6 версий заданий к одному тексту "Посетители музеев". И одна версия - к несплошному тексту "Поиск в Яндексе". На обсуждении готовых заданий участники говорят о том, что их задания получились сыроватыми. Ну а как может быть по-другому на пятом часу работы в аудитории, собравшей около 50 человек? Но, тем не менее, первый шаг сделан...



Конечно, нам всем еще нужно учиться, чтобы понять "механику" составления таких заданий. А откуда возникает такая задача вообще?
Поясню свою идею... Мы живем в мире текстов, сталкиваясь с ними на улице, дома, в школе, в Интернете... Не только с художественными текстами, но текстами публицистическими, текстами, созданными не только писателями и журналистами, но и порожденными независимыми райтерами и блоггерами - обычными пользователями Интернета. В изучение текстов мы погружаемся, разбирая надписи на билетах, театральных программах и афишах, изучая выдачу на свой поисковой запрос в Google или Yandex, знакомясь с новым сайтом или пробегая глазами содержание инструкции к веб-сервису...
А тексты электронных книг? В последнее время все чаще говорят об экранном чтении...
На каком-то из этих текстов мы едва задерживаем взгляд, а что-то из перечисленного должны читать с карандашом мышкой в руке, делая закладки и пометки...

Очевидно, что есть "секреты" работы с разными текстами... И эти умения мы можем передавать нашим ученикам, не так ли? Но много ли разных типов текстов для постановки такой учебной задачи мы можем обнаружить сегодня в школьных учебниках? Может быть, они там и есть, но точно не все из перечисленных. А ведь сталкиваемся мы в реальной жизни именно с такими текстами, к которым требуется новый подход. Подход, определяемый, как функциональное чтение, то есть, чтение с определенной целью...

Отсюда и вопросы:
  • Нужно ли сегодня учить школьников приемам функционального чтения, начиная с какого возраста и как это можно делать?
  • Откуда брать тексты для разработки заданий такого типа? Как их адаптировать под конкретные учебные задачи?
  • Есть или правила и приемы составления таких заданий?
  • В какой форме эти задания могут быть предложены ученикам?
  • Как может быть оценено выполнение таких заданий?


Предлагаю обсудить вопросы, связанные с развитием навыков функционального чтения...
Некоторые моменты мы сможем разобрать "вживую" на вебинаре 12 апреля.

Ссылки по теме:
Проблематизация "от тумбочки"
Обучение вне стен классной комнаты - кому и зачем это нужно?
Обучение вне стен классной комнаты. Гений места. Игры в парке

Комментарии

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 0
  • Регистрация: 25.8.2010
  • Из: г. Горбатов
  • Номер участника: 86111
Предупреждение

Начинать нужно, конечно, в 4 классе, когда заканчивается работа над техникой чтения и начинается чтение для обучения. Мы в своей маленькой школе пытались этим заняться года три назад, даже заявку на конкурс как продолжение этой работы писали.
Прошел год, а в школе практически не осталось учителей, пытавшихся это осмыслить как проблему, да и своя работа кажется уже доморощенной и наивной. Но интерес к теме остался. Написано об этом теми, кто анализировал тесты PISA, PIRLS и TIMSS, очень много, правила и приемы изложены в работах М.А. Пинской и Г.А. Цукерман, но к реальной школьной жизни это никакого отношения по-прежнему не имеет. Поэтому будет интересно поговорить (и, может быть, что-то сделать).

Сообщение отредактировал uryadova - 10.4.2012, 23:18

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(uryadova @ 11.4.2012, 0:17)
Начинать нужно, конечно, в 4 классе, когда заканчивается работа над техникой чтения и начинается чтение для обучения.


Елена Викторовна, я совсем не специалист, но мне кажется, что начинать со вторым можно и раньше, нет? Если "текст" понимать широко, включая туда несплошные тексты - картинки, схемы, диаграммы, то почему надо ждать до 4-го класса?
Но главное, как разделить "технику чтения текста" и "технику понимания текста"?

Цитата(uryadova @ 11.4.2012, 0:17)
Прошел год, а в школе практически не осталось учителей, пытавшихся это осмыслить как проблему,


Очень точно подмечено! Именно проблема, от которой стартует практик, и задает уровень понимания:
для чего мне нужно заниматься этой темой?
какие вопросы я могу сформулировать сам и зачем мне нужны ответы на них?
собираюсь ли вообще что-то менять в своей работе?

Цитата(uryadova @ 11.4.2012, 0:17)
Поэтому будет интересно поговорить (и, может быть, что-то сделать).


А это важнее важного - начать делать! Чтобы иметь предмет для разговора свой, а не только результаты PISA.

Сообщение отредактировал ljudmillar - 11.4.2012, 9:24

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Елена Викторовна, я решила скопировать сюда ваш комментарий к обсуждению вашей заявки, настолько важным он мне показался.

Цитата
Сначала о роли нетбуков. Во-первых, на уроках мы работаем не с учебниками по пониманию текста, а со специально подобранными или созданными текстами, среди которых не только собственно тексты, но и рисунки, иллюстрации, графики, диаграммы, таблицы и т.д. Как все это можно представлять на бумаге, если учеников в классе 30, а работа ведется практически на каждом уроке? Во-вторых, из заявки, я думаю, понятно, что мы не просто "почитываем" что-то на уроках, мы обучаем приемам и стратегиям работы с текстом, а разметка текста, различные его трансформации, составление диаграмм связей, карт знаний и т.п. - в рукописно-бумажном варианте- дело многотрудное и бесполезное. А как быть с обсуждением и оценкой текста, если учесть, что на уроке должен быть услышан голос каждого, а не двух-трех «говорящих» учеников»? Проект включает и внеучебную работу над текстом, и тут для обмена мнениями, комментирования, коллективной работы мобильная среда становится естественной необходимостью.


Совершенно целесообразное, на мой взгляд, могло получиться использование нетбуков. Аргументы разделяю полностью:

1.Текстов, на которых можно работать, их вообще-то говоря, нет готовых.
2. Для "трансформации" текстов нужны специальные современные инструменты.
3. А для процесса нужна совсем другая коммуникация, стандартных урочных форм явно недостаточно.

Сообщение отредактировал ljudmillar - 11.4.2012, 9:32

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Вот какая интересная статья
ЯСЮКОВОЙ Л.А.
и какое интересное мнение по поводу различения "техники чтения" и "техники понимания"

цитата из этого текста:

Цитата
озвучивание и осмысливание — две независимые операции, которые не слиты даже у бегло читающего взрослого человека.



А ниже - о серьезности проблемы:

Цитата
Просто построенные тексты на знакомые темы дети понимать могут. Однако длинные, стилистически усложненные предложения, характерные для литературных произведений, понимаются с трудом, частично и искаженно. Пространные описания природы или душевного состояния героев, их моральные метания или философские рассуждения оказываются совсем непонятными. Около 70% учащихся оканчивают 11-ый класс, имея неполноценный навык чтения. Серьезную литературу они не читают, т.к. им трудно понимать, о чем там идет речь.


Сообщение отредактировал ljudmillar - 11.4.2012, 10:00

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 0
  • Регистрация: 25.8.2010
  • Из: г. Горбатов
  • Номер участника: 86111
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 11.4.2012, 10:22)
Елена Викторовна, я совсем не специалист, но мне кажется, что начинать со вторым можно и раньше, нет? Если "текст" понимать широко, включая туда несплошные тексты - картинки, схемы, диаграммы, то почему надо ждать до 4-го класса?


Я думаю, что вопрос не в том, когда ребенок готов найти-интерпретировать-осмыслить-использовать в личных целях. В реальном мире читательские задачи, предполагающие поиск информации, решаются в практически безграничном пространстве (о возрасте, формате текста, его сложности и пр. как об условиях говорить в таком случае бесполезно). Речь идет о том критическом уровне, за которым без необходимой работы наступают "необратимые изменения":)). Американцы полвека назад назвали это fourth grade slump. Полоса 4-7 классы - пограничная, в этом промежутке еще можно что-то сделать, потом уже поздно. В 6-7-м к тому же изменяется структура естественно-научного и математического образования, усложняются тексты по всем предметам, а приемам работы с ними специально никто не учит. Об этом мы и писали в заявке. Я работаю еще и в начальной школе (учу английскому и веду проекты как тьютор Intel), каюсь, что раньше с сомнением относилась к заявлениям учителей, что многое делать еще рано, теперь вижу сама - при нашем способе преподавания ребенок подавлен в первых двух классах, личная позиция и самостоятельность складываются позже, а без этого осмысливать прочитанное и использовать его инструментально не получится. Куда-то далеко занесло, надо бы не об этом:((.

Сообщение отредактировал uryadova - 11.4.2012, 19:24

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(uryadova @ 11.4.2012, 20:21)
Цитата(ljudmillar @ 11.4.2012, 10:22)
Елена Викторовна, я совсем не специалист, но мне кажется, что начинать со вторым можно и раньше, нет? Если "текст" понимать широко, включая туда несплошные тексты - картинки, схемы, диаграммы, то почему надо ждать до 4-го класса?


Я думаю, что вопрос не в том, когда ребенок готов найти-интерпретировать-осмыслить-использовать в личных целях. В реальном мире читательские задачи, предполагающие поиск информации, решаются в практически безграничном пространстве (о возрасте, формате текста, его сложности и пр. как об условиях говорить в таком случае бесполезно). Речь идет о том критическом уровне, за которым без необходимой работы наступают "необратимые изменения":)). Американцы полвека назад назвали это fourth grade slump. Полоса 4-7 классы - пограничная, в этом промежутке еще можно что-то сделать, потом уже поздно. В 6-7-м к тому же изменяется структура естественно-научного и математического образования, усложняются тексты по всем предметам, а приемам работы с ними специально никто не учит. Об этом мы и писали в заявке. Я работаю еще и в начальной школе (учу английскому и веду проекты как тьютор Intel), каюсь, что раньше с сомнением относилась к заявлениям учителей, что многое делать еще рано, теперь вижу сама - при нашем способе преподавания ребенок подавлен в первых двух классах, личная позиция и самостоятельность складываются позже, а без этого осмысливать прочитанное и использовать его инструментально не получится. Куда-то далеко занесло, надо бы не об этом:((.



Продолжайте, пожалуйста, это интересно...
На самом деле, мы в своей школе тоже вплотню подошли к вопросу, с какого возраста ребенка начальной школы не опасно посадить за компьютер (речь о школе)? То есть, с целью его использования как инструмента для образования.

Мне кажется, эти два вопроса - использование методик функционального чтения и использование компьютера для обучения связаны между собой... Пока, правда, не очень понимаю, как?

Сообщение отредактировал ljudmillar - 11.4.2012, 19:32

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 0
  • Регистрация: 25.8.2010
  • Из: г. Горбатов
  • Номер участника: 86111
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 11.4.2012, 20:31)
Продолжайте, пожалуйста, это интересно...
На самом деле, мы в своей школе тоже вплотню подошли к вопросу, с какого возраста ребенка начальной школы не опасно посадить за компьютер (речь о школе)? То есть, с целью его использования как инструмента для образования.

Мне кажется, эти два вопроса - использование методик функционального чтения и использование компьютера для обучения связаны между собой... Пока, правда, не очень понимаю, как?

Простите, Людмила Викторовна, но я не совсем об этом. Т.е. использование компьютера - это вопрос не для обсуждения даже. Говоря "инструментально", я имела в виду "использовать прочитанное как инструмент для достижения цели". А с компьютером в начальной школе получается организованнее и интереснее, чем в старшей - там народ легче включается в работу, быстрее учится друг у друга и быстрее переключается на что-то иное (т.е переходит к другим формам работы на уроке, в средней и старшей школе это бывает непросто сделать).

Сообщение отредактировал uryadova - 11.4.2012, 21:49

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1183
  • Регистрация: 10.4.2010
  • Из: Новосибирск
  • Номер участника: 84512
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 11.4.2012, 10:58)
интересное мнение по поводу различения "техники чтения" и "техники понимания"
А ниже - о серьезности проблемы:

Опишу интересный случай из моей практики: присутствовала я однажды ассистентом на экзамене 9-го класса ГИА по русскому языку. Изложение. Учитель внятно, медленно и с выражением читал текст дважды (как и положено по инструкции). Некоторые отличницы лихорадочно пытались за это время записать текст дословно в черновик (что не запрещается), некоторые школьники делали пометки в черновике (ключевые слова, видимо). А один второгодник просто сидел и слушал. Завуч очень нервничала и все время шептала мне: "Я за него беспокоюсь. Он не сдаст экзамен. Посмотри, он ничего не пишет, как он все запомнит?" Результат оказался неожиданным. Второгодник получил четверку за изложение (как он потом объяснил, что внимательно слушал и хоть и кратко, но правильно передал мысли). А от девочек, пытающихся в ускоренном темпе записать текст дословно, основная мысль изложения ускользнула. Написали они изложение плохо.

Сообщение отредактировал rat - 12.4.2012, 5:52

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 378
  • Регистрация: 28.8.2011
  • Из: Гродненская обл.,Щучинский район
  • Номер участника: 110003
Предупреждение

Цитата(uryadova @ 11.4.2012, 0:17)
Начинать нужно, конечно, в 4 классе, когда заканчивается работа над техникой чтения и начинается чтение для обучения. Мы в своей маленькой школе пытались этим заняться года три назад, даже заявку на конкурс как продолжение этой работы писали.
Прошел год, а в школе практически не осталось учителей, пытавшихся это осмыслить как проблему, да и своя работа кажется уже доморощенной и наивной. Но интерес к теме остался. Написано об этом теми, кто анализировал тесты PISA, PIRLS и TIMSS, очень много, правила и приемы изложены в работах М.А. Пинской и Г.А. Цукерман, но к реальной школьной жизни это никакого отношения по-прежнему не имеет. Поэтому будет интересно поговорить (и, может быть, что-то сделать).

Простите, я могу ошибаться не зная ваши Программы , но работа над осознанностью чтения начинается уже во 2 классе! Пусть это азы , но ведётся работа .


--------------------
С уважением Ханько Светлана

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 0
  • Регистрация: 25.8.2010
  • Из: г. Горбатов
  • Номер участника: 86111
Предупреждение

Извините, но я не о работе над осознанностью говорю. А о возрасте все сказано.


Сообщение отредактировал uryadova - 12.4.2012, 19:34

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Вебинар состоялся (материалы будут и много, благодаря участникам)!

Спасибо всем, кто пришел!

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 0
  • Регистрация: 25.8.2010
  • Из: г. Горбатов
  • Номер участника: 86111
Предупреждение

Людмила Викторовна, а будут ли доступны материалы вебинара? К сожалению, не получилось сегодня присоединиться.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(uryadova @ 12.4.2012, 20:37)
Людмила Викторовна, а будут ли доступны материалы вебинара? К сожалению, не получилось сегодня присоединиться.


Елена Викторовна, будут!

Будет пост от ведущего (рефлексивный) со ссылками на все материалы. И, думаю, будет запись (вот когда - это уже зависит не от меня)!

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1
  • Регистрация: 22.2.2012
  • Из: Российская Федерация, регион Санкт - Петербург, город Санкт - Петербург
  • Номер участника: 113464
Предупреждение

В нашей школе уже давно занимаются проблемой функционального чтения с первого класса и до конца обучения. Осенью и весной у нас ведётся постоянный мониторинг прогресса каждого ученика не только по технике, но и качеству (степени осмысленности=перцептивно - смысловой обработки) чтения по специальной разработанной методике вплоть до 8 класса. В старшей школе учителя - предметники работают над этой проблемой постоянно каждый в пределах своего предмета.
У нас эта тема прорабатывается очень глубоко потому, что мы работаем в школе, где учатся ребята с тяжёлыми нарушениями речи. У нас издано несколько сборников статей. Скоро выйдет ещё один.
Мы считаем, что над осмысленностью чтения нужно работать с первого класса, но по специальной логически выверенной методике. Это может потребовать от учителя дополнительных усилий.
Спасибо Вам большое за возможность участвовать в вебинаре, он был полезен и интересен, по другому посмотрели на некоторые вопросы. Мы очень просим в будущем для тех, кто не достаточно глубоко владеет навыками администрирования сети, публиковать подробные инструкции о том, как и какие программы нужно устанавливать на свой компьютер для того, чтобы свободно работать на вебинаре.
Ещё раз спасибо за Ваш вебинар.


--------------------
Мария Кузнецова

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(uryadova @ 10.4.2012, 23:17)
Начинать нужно, конечно, в 4 классе, когда заканчивается работа над техникой чтения и начинается чтение для обучения. Мы в своей маленькой школе пытались этим заняться года три назад, даже заявку на конкурс как продолжение этой работы писали.
Прошел год, а в школе практически не осталось учителей, пытавшихся это осмыслить как проблему, да и своя работа кажется уже доморощенной и наивной. Но интерес к теме остался. Написано об этом теми, кто анализировал тесты PISA, PIRLS и TIMSS, очень много, правила и приемы изложены в работах М.А. Пинской и Г.А. Цукерман, но к реальной школьной жизни это никакого отношения по-прежнему не имеет. Поэтому будет интересно поговорить (и, может быть, что-то сделать).


Мое изображение

Статьи по этой теме

Мои ссылки в блоге

113 пользователей просматривает
113 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Последние записи

Последние комментарии

Поиск в блоге


Статьи по этой теме

Категории

Наверх