Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Обучение вне стен классной комнаты. Гений места. Бумага или цифра?

В комментариях к одному из моих постов biarmicus пишет:

Цитата
Так все таки ноутбуки были? Как они использовались? Использовали ли их ученики во время занятий в течение дня? Были ли элементы геокешинга? QR кодирования? Ведь пространство применения здесь может быть огромное.


Во время подготовки игры организаторы все время задавались вопросом: как мы на месте будем использовать нетбуки Classmate? О том, в какой форме это удалось, я постаралась рассказать.
Да, что-то из планируемого (именно в отношении использования нетбуков) нам не удалось реализовать на месте. Частично - по техническим причинам (отсутствие интернета, ограниченное время работы аккумулятора нетбука), а частично - из-за отсутствия методик организации работы с компьютерами в "полевых" условиях для большой группы - более 60 учеников.

Если подытожить, то организационные трудности были самого разного свойства... Во-первых, любое наше задание должно было вписываться в игровую легенду, то есть быть уместным - сообразным данному МЕСТУ и всей концепции проекта. Не всегда это задание удавалось, что называется, соединить с использованием компьютера. Идея "цифрового расширения" для данных условий пока осталась нерасшифрованной. Да и учебные задачи, которые ставились перед учениками, должны были быть посильными: принципиальным был момент принятия задания, его целесообразности в понимании ребят. Это означало, что в таком "обучении" мы можем делать ставку на игровые и командные/групповые методы работы, а не на традиционную дидактику "объяснение-закрепление-контроль". Важно напомнить, что в этом проекте мы работали с учениками, у которых не было опыта использования ноутбуков для обучения, впрочем, такого опыта не было и у учителей. Осенняя пушкиногорская практика была нашим первым опытом. Наконец, планирование дня подразумевало длинные пешие маршруты, исходя из специфики места (ноутбук - это дополнительный груз в походе).

Не все перечисленные условия оказалось возможным учесть/выполнить, причем, не только исходя из учительской позиции, но и в плане личного опыта учителей в общении с компьютером. Так, например, если бы мы попытались организовать ту самую "рефлексию в блогах по ходу", то важно это или нет, что и сами учителя опыта такого - оперативного блогописательства - тоже не имеют? Мне кажется, что это важно: как предлагать ученикам делать то, чего мы сами не делаем? Не владеем спецификой жанра, не умеем себя организовывать, наконец, просто не осознаем блогописательство как потребность?

Между тем, мы успешно использовали многие из тех технологий коллективной работы, которые показались нам более органичными именно здесь - "вне классной комнаты". Речь идет об обычной бумаге, вернее, "бумажных носителях" для фиксации увиденного, для конспектирования, для рисования, для коллективного творчества и проведения мозговых штурмов. Пока мы не придумали, как такое перевести в новые, электронные, форматы, но зато мы научились тому, как разрабатывать задания с рассчетом на самоорганизацию в группах... Описываю здесь всего три варианта "бумажных технологий".

Создаем бумажные блоги...

Помимо игр на командообразование (о них уже было упоминание в других постах о проекте "Гений места"), нужно рассказать и о технологии создания "бумажного блога", которую также хорошо использовать на этапе командообразования, поскольку она позволяет решить сразу несколько задач:
  • Создать образ команды и придумать для нее название.
  • Договориться о правилах ведения блога, а значит, в какой-то степени, определиться с правилами взаимоотношений внутри команды.
  • Испытать свою командность на несложных заданиях, требующих, тем не менее, принятия решений всей командой.
  • Попробовать совместно оформить свой блог: один рисует, другой, возможно, "рисуется" smile.gif
  • Продумать способы инфообмена внутри команды и способы трансляции "на внешний мир": здесь у нас доска объявлений, а здесь "карта друзей".
  • Наконец, опубликовать свой блог (повесив его на стену), чтобы получить слова поддержки или критики от других команд (взаимооценка).

О том, почему нам не удалось реализовать ежевечерние рефлексии учеников или репортажи команд в электронных блогах, я уже писала здесь и здесь. Зато альтернативные - "бумажные блоги" - оказались, действительно, удачными, если критериями считать командную работу ребят, их творческое самовыражение и естественное обращение к материалу (творчеству А.С.Пушкина и объектам Пушкиногорья).


Все фото с блогами здесь.

Еще об одной "бумажной технологии", которую нам пока не удалось воспроизвести в электронном формате: с бумагой было и быстрее, и удобнее... Возможно, эту задачу - перевода подобного задания в е-формат нам удастся решить в будущем проекте?

Рисуем план усадьбы...

Как в других местах заповедника, в Петровском парке для ребят не организовывалось никаких экскурсий. Они самостоятельно, используя лист с заданиями, знакомились с парком, и на это раз у команд не было даже карты (напомним, что в двух других усадьбах - Михайловском и Тригорском команды могли ориентироваться на местности с помощью карт).
В этом учебном кейсе ученики должны были, исследуя парк, сами создать его план. Помогали ребятам в этом рабочие листы. Выполняя задания и отвечая на вопросы из этих листов, шаг за шагом, команды зарисовывали план парка и наносили на него те объекты, которые им удалось обнаружить во время путешествия по усадьбе. Причем, важность того или иного объекта, необходимость его нанесения на карту, ребята определяли самостоятельно.
Понятие симметрии и наблюдательность помогли сделать хороший план тем участникам, кто заметил, что парк в Петровском относится к так называемым "французким", или регулярным, спроектированным и разбитым с использованием симметричных форм.


Сканированные рабочие листы.

Создаем "круговую панораму"...

Проходя этапы Большой игры в Михайловском, на одной из станций, ребята создавали командой круговую панораму. Нет, не с помощью фотоаппарата, как вы могли подумать, а фломастерами и мелками на обычном листе бумаги. Часть художников из команды рисовала вид на реку Сороть с крыльца господского дома, а другая часть делала эскиз самого дома, стоя у основания лестницы, которая ведет от реки к крыльцу. Но начинала создание панорамы команда с выполнения заданий электронного рабочего листа.

Сделать свои наброски смогли не все команды, им помешал начавшийся дождь. Но некоторые рисунки ребят удалось довезти до дома и сканировать.


Посмотреть процесс создания "панорамы".

Возможно, у читателей блога возникнут идеи, как можно перевести описанные "бумажные технологии" в электронные? Сильно ли меняется при этом учебная задача? Какие трудности придется преодолевать? В чем может быть выигрыш "цифры" по сравнению с использованием "бумаги"? Была бы благодарна всем, кто готов поддержать эту дискуссию...


Посты по теме:

Обучение вне стен классной комнаты - кому и зачем это нужно?
Обучение вне стен классной комнаты. "Гений места". Сопроектирование.
Обучение вне стен классной комнаты. "Гений места". О целях...
Обучение вне стен классной комнаты. "Гений места". О проблемах коллективной работы...
Обучение вне стен классной комнаты. Гений места. Classmate.
Обучение вне стен классной комнаты. Гений места. Игры в парке.

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата
Не все перечисленные условия оказалось возможным учесть/выполнить, причем, не только исходя из учительской позиции, но и в плане личного опыта учителей в общении с компьютером. Так, например, если бы мы попытались организовать ту самую "рефлексию в блогах по ходу", то важно это или нет, что и сами учителя опыта такого - оперативного блогописательства - тоже не имеют? Мне кажется, что это важно: как предлагать ученикам делать то, чего мы сами не делаем? Не владеем спецификой жанра, не умеем себя организовывать, наконец, просто не осознаем блогописательство как потребность?


Сейчас готовила материалы к одному мастер-классу и наткнулась на свою же старую презентацию.
10 тезисов про учителя-блоггера.

Это дополнение к вопросу, поднятому в посте. Как развивать у учеников потребность к письменной рефлексии, если сам учитель "не задет" такой рефлексией.

Сообщение отредактировал ljudmillar - 28.12.2011, 20:39

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 814
  • Регистрация: 7.5.2011
  • Из: Воронежская область Подгоренский район пгт Подгоренский
  • Номер участника: 98540
Предупреждение

Вот также с помощью бумажных блогов, года 3 назад, проводили областной конкурс проектов. Осуществляли проект с детьми дома, а результат деятельности в виде бумажного блога, как один из элементов заключительного этапа, были представлены соревнующимися командами. Это было интересно. Все труды деятельности остались в Воронеже. Детям обычно это тоже интересно, способствует рефлексии, естественно, конечно не у всех. Хотя, на мой взгляд, так и должно быть. Иначе процесс не будет "двигательным".

Сообщение отредактировал alexlil - 28.12.2011, 21:42

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(alexlil @ 28.12.2011, 22:34)
Вот также с помощью бумажных блогов, года 3 назад, проводили областной конкурс проектов. Осуществляли проект с детьми дома, а результат деятельности в виде бумажного блога, как один элементов заключительного этапа, были представлены соревнующимися командами. Это было интересно. Все труды деятельности остались в Воронеже. Детям обычно это тоже интересно, способствует рефлексии, естественно, конечно не у всех. Хотя, на мой взгляд, так и должно быть. Иначе процесс не будет "двигательным".


Спасибо за отклик! Вопрос о том, все ли должно оставаться в Сети или что-то, рабочее, может быть запечатлено и не бумаге, не имеет однозначного ответа.
И дело даже не в том, что какие-то записи не будут содержать слишком серьезных обобщений и ответов на все вопросы. Иногда даже одна строка-впечатление, случайно прочитанная в Интернете, способна "спровоцировать" появление идеи или, того больше, подтолкнуть к личному действию читателя блога.
Как говорится, "нам не дано предугадать..."

Но понятно, что как осмысленная деятельность - письменные упражнения учеников в рефлексивном жанре имеют и воспитательный, и "окультуривающий" смысл. Особенно на фоне "свободного общения" подростков в соцсетях. А тут - тоже в Сети, но ученик уже другой, он здесь как другая, новая для него самого "языковая личность", запечатленная в иных текстах...
Но как это культурное самовыражение сделать естественной потребностью ученика - вот вопрос! Не без усилия, не без усилия... Причем, как с одной, так и с другой стороны smile.gif

Сообщение отредактировал ljudmillar - 28.12.2011, 22:01

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 814
  • Регистрация: 7.5.2011
  • Из: Воронежская область Подгоренский район пгт Подгоренский
  • Номер участника: 98540
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 28.12.2011, 22:47)
Цитата(alexlil @ 28.12.2011, 22:34)
Вот также с помощью бумажных блогов, года 3 назад, проводили областной конкурс проектов. Осуществляли проект с детьми дома, а результат деятельности в виде бумажного блога, как один элементов заключительного этапа, были представлены соревнующимися командами. Это было интересно. Все труды деятельности остались в Воронеже. Детям обычно это тоже интересно, способствует рефлексии, естественно, конечно не у всех. Хотя, на мой взгляд, так и должно быть. Иначе процесс не будет "двигательным".


Спасибо за отклик! Вопрос о том, все ли доджно оставаться в Сети или что-то, рабочее, может быть запечатлено и не бумаге, не имеет однозначного ответа.
И дело даже не в том, что какие-то записи не будут содержать слишком серьезных обобщений и ответов на все вопросы. Иногда даже одна строка-впечатление способна "спровоцировать" появление идеи или, того больше, подтолкнуть к личному действию читателя блога.
Как говорится, "нам не дано предугадать..."
Здесь с Вами согласна, что предугадать никогда невозможно, когда и в какой момент у ребенка, у группы, у группы и руководителя сработает или что-то щелкнет в голове, и на каком этапе, и в каком виде.., главное, чтобы ребенок и все участники для себя сделали определенные положительные выводы, осознали полезность своих действий, мыслей.. Начали, можно наверно сказать, верно осмысливать процесс бытия.

Сообщение отредактировал alexlil - 28.12.2011, 21:56

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 225
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Интернет
  • Номер участника: 84499
Предупреждение

Думаю, что после этого поста, я, наконец, понял, в чем главное достижение этого проекта и в чем сделан шаг вперед по сравнению с предыдущими (в том числе теми, которые делались в рамках Цифровых Экологий) проектами. Здесь я в первый раз вижу – и восхищаюсь тем, как это сделано – системную и очень грамотную работу с учителями. Благодаря чему учителя, которые привозят детей в эту летнюю школу, начинают работать как одна команда и реализовывать стратегию, в разработке которой они сами принимали участие. Это та очень важная точка, где инновационная школа (с девизом в «школе надо многое менять, но от школы нам все равно никуда не деться") встречается с конструкционизмом («да ну ее, эту школу, давайте лучше заниматься тем, чем нам интересно»). Как делать конструкционистские летние лагеря, как там разворачивать сеть, как там обучать детей любым компьютерным интерфейсам за пару дней мы знаем хорошо. Но все, что мы в таких лагерях могли сказать учителям – «если вам интересно, будьте с нами. Если вы не понимаете, чем мы занимаемся и вам это не интересно – ваши проблемы». Антиметодическая, в общем то, позиция. То, что вы разобрались, как нужно с учителями работать – здорово и прекрасно. Ну, а всякие эвристики – что делать в ситуации 1:1 в парке – это дело, безусловно, наживное.

Вот здесь, конечно, очень важный момент:

Цитата
как предлагать ученикам делать то, чего мы сами не делаем? Не владеем спецификой жанра, не умеем себя организовывать, наконец, просто не осознаем блогописательство как потребность?


Ответ конструкциониста на этот вопрос очень простой – «кто не понимает – пусть учится. Кто понимает – пусть делает». Но школьная методическая реальность, конечно, другая. Меня тут, естественно, так и тянет начать ссылаться на Маргарет Мид с ее «префигуративными» ситуациями – но это, безусловно, весьма обширный разговор.

Сообщение отредактировал biarmicus - 30.12.2011, 6:07

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Цитата(biarmicus @ 29.12.2011, 23:30)
Ответ конструкциониста...


Борис, ну как здорово, что Вы написали комментарий. Как-то так все в нем названо правильно, что изнутри мы таковым сами не видели.
Всякими конструкционистскими словами smile.gif
Что до проекта, то да, все его сообщники, я полагаю, гордятся тем, что он был таким, как мы сами хотели, и сами же сделали.

А что все-таки Маргарет Мид?

Сообщение отредактировал ljudmillar - 29.12.2011, 22:48

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 225
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Интернет
  • Номер участника: 84499
Предупреждение

Мне, конечно же, сразу захотелось написать блог-пост про Маргарет Мид. Видимо, это и надо сделать - тема очень интересная.
Пока же в развитие - вот ссылка на этот текст Маргарет Мид - http://www.countries.ru/library/texts/mid.htm
И ссылка на фотографию из Цифровой Экологии 2007 "Маргарет Мид в действии" - http://kkv.spb.su/lib/exe/fetch.php?w=200&...olpc:teach3.jpg

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 122
  • Регистрация: 14.4.2010
  • Из: Дмитров
  • Номер участника: 84541
Предупреждение

Одна из фич что есть у OLPC и нет у Classmate - наличие возможности создания Mesh-радиосетей (когда каждый комп может работать с каждым, становясь точкой ретрансляции для других). Наверное её наличие позволило бы более продуктивно использовать "ноутбучки" в боевых условиях.
Мобильный блоггинг можно попробовать решить на системах типа Twitter/Jabber (естественно при наличии опыта (желания?) "оперативного блогописательства")


--------------------
Если письмо не дошло, то не почтовый сервер виноват

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 394
  • Регистрация: 14.9.2010
  • Из: УР, г.Ижевск
  • Номер участника: 88045
Предупреждение

Первевод в электронный вариант несомненно будет выигрышным. Это будет намного интереснее для самих ребят. Мне кажется, во времени будет выигрыш, когда все будет отработано.



Сообщение отредактировал dibli - 5.1.2012, 19:55


--------------------
С/у, Дмитрий Б

Мое изображение

Статьи по этой теме

Мои ссылки в блоге

84 пользователей просматривает
84 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Последние записи

Последние комментарии

Поиск в блоге


Статьи по этой теме

Категории

Наверх