Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

О скрайбинге и скрайберах

Кажется, москвичам вновь повезло. Ибо 23 марта в Первопрестольной состоится очень интересное событие: глобальная сессия по визуальному мышлению Visual Thinking Live. Сами они без ложной скромности именуют его знаковым и уникальным. Впрочем, возможно, что так оно и есть.
Потому что на этой сессии планируется не только представить лучшие американские и европейские практики визуального мышления, но и научить визуальной фасилитации, уже известной галактическим жителям как "скрайбинг".
Технология скрайбинга хорошо знакома галактянам. Я знаю, что по материалам того, давнего поста было много идей по созданию специальной мастерской, а Борис Ярмахов даже объявил конкурс от "Школьного сектора" с призом - билетом на теплоход.

Меня эта тема тоже зацепила.
Я, правда, обдумываю, как эту технологию можно использовать не для объяснения (тут более или менее все понятно - Шаталов научил нас составлять листы опорных сигналов), а для защиты проектов. Уж больно хочется отойти от линейности PowerPoint с ее разбивкой на слайды. Но пока не очень понятно, как это можно сделать. Говорят, во французских мастерских делали что-то подобное. Никто не в курсе?

Ну, и раз речь зашла о скрайбинге, я, чтоб два раза не вставать, опубликую тут отрывок из статьи Дарьи Дмитриевой о технологии визуальной фасилитации.

В России появится новая профессия - скрайбер! Во всем мире спрос на специалистов, создающих визуальную фасилитацию, постоянно растёт, и новая профессия – скрайбер - становится всё более популярной. И это не случайно – ведь скрайбинг позволяет усваивать информацию более эффективно, чем многие другие виды презентаций, и успешно заменяет собой скучные и многословные объяснения.

На первый взгляд, ничего сложного в создании скрайбов нет, для этого даже необязательно быть профессиональным художником. Но это не так. Успешность занятия скрайбингом определяется сразу несколькими основными аспектами.
  1. Во-первых, скрайбер должен владеть навыками визуализации. Он делает «видимыми» ключевые моменты презентации, превращая их в образы, наглядно проявляя важнейшие смысловые связи между понятиями, тезисами выступления. Скрайбер умело использует символы, заменяя ими существительные и глаголы, выбирает понятные всем образы, воплощая их в простейших рисунках, графиках и схемах. Причём иллюстрации могут быть подготовлены заранее. Опытные скрайберы собирают собственную библиотеку, в которой хранятся готовые наглядные материалы: графики, картинки, а также видео- и аудиоряды. Это позволяет значительно сэкономить время создания скрайба, сделать его более качественным, выразительным, свести к минимуму волнение перед выступлением, помогает отслеживать хронометраж и не затягивать презентацию.
  2. Во-вторых, скрайберу необходимо умение преобразовывать свои идеи в целостный образ, используя при этом множество видов диаграмм, графиков, схем, а также рисунков.
  3. В-третьих, скрайбер ни на минуту не должен забывать об аудитории, ради которой и создаётся данная презентация. Нужно обладать превосходными навыками общения с людьми, поддерживать интерес к выступлению, вовлекать в процесс, объяснять необходимость и последовательность действий, как своих, так и тех, что будет производить аудитория. Нельзя также забывать и о том, что данные рисунки и схемы понятны лишь тем, кто непосредственно присутствует на презентации, и для того, чтобы она потом была самостоятельно прочитана или воспроизведена, в подаче материала необходима максимальная простота, исключающая разночтения, и железная логика. Поэтому главная цель скрайбера не просто рассказать, показать, объяснить, но и научить аудиторию выделять главное в потоке информации, чтобы использовать затем в своей деятельности.

Теги к этой записи:

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 597
  • Регистрация: 29.3.2010
  • Из: Таллинн
  • Номер участника: 84498
Предупреждение

Есть предположение, что, кроме перечисленного в статье, скрайберу нужно владеть алгоритмикой smile.gif

Сообщение отредактировал ljudmillar - 14.3.2013, 0:07

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 86
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Санкт-Петербург
  • Номер участника: 93860
Предупреждение

Цитата(ljudmillar @ 14.3.2013, 1:06)
Есть предположение, что, кроме перечисленного в статье, скрайберу нужно владеть алгоритмикой smile.gif

Думаю, что нам с вами этого обсуждать уже не нужно. И так понятно, что без этого - никак не получится. Понимают ли это дезигнеры из креативных агентств - надо бы посмотреть. В любом случае и нам есть чему у них поучиться.


--------------------
Не волнуйтесь, я вам все объясню - http://shperk.ru

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1183
  • Регистрация: 10.4.2010
  • Из: Новосибирск
  • Номер участника: 84512
Предупреждение

biggrin.gif По поводу визуализации и скрайбинга... Кажется, что это старо, как мир...

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 87
  • Регистрация: 13.4.2010
  • Из: г.Рязань
  • Номер участника: 84525
Предупреждение

http://design-management.ru/articles/articles/?id=315 :
Цитата
Нельзя также забывать и о том, что данные рисунки и схемы понятны лишь тем, кто непосредственно присутствует на презентации, и для того, чтобы она потом была самостоятельно прочитана или воспроизведена, в подаче материала необходима максимальная простота, исключающая разночтения, и железная логика.

То есть, все-таки, это, скорее, не искусство публичного выступления а-ля TED talks, а искусство научно-популярного (образовательного) комикса, с некоторыми условностями жанра ("съемка одним кадром", упрощенная графика и всё, что нужно для максимального ощущения, как будто всё создается прямо у нас на глазах).
Плюс вечный холивар между "живым звуком" и "фонограммщиками": что ценнее - выступление корявое, c крошащимся мелом по доске, и бубнящего под нос, но живого исполнителя, который действительно "здесь и сейчас" - или идеальная, но аудиовидеозапись, неизвестно какое отношение имеющая к тому, кто под неё открывает рот?
В конечном счете всё сводится к нашей внутренней шкале ценностей, и к тому, от чего мы получаем больше удовольствия.
Ну, а "быстро/качественно/дешево" - выберите два из трех.

Сообщение отредактировал Kochetkov - 15.3.2013, 9:02


--------------------
С уважением, Константин Кочетков,
kokoc.rzn@gmail.com

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 86
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Санкт-Петербург
  • Номер участника: 93860
Предупреждение

Цитата(Kochetkov @ 15.3.2013, 9:52)
Плюс вечный холивар между "живым звуком" и "фонограммщиками": что ценнее - выступление корявое, c крошащимся мелом по доске, и бубнящего под нос, но живого исполнителя, который действительно "здесь и сейчас" - или идеальная, но аудиовидеозапись, неизвестно какое отношение имеющая к тому, кто под неё открывает рот?
В конечном счете всё сводится к нашей внутренней шкале ценностей, и к тому, от чего мы получаем больше удовольствия.
Ну, а "быстро/качественно/дешево" - выберите два из трех.

Всё верно.
И все же мне хотелось бы уточнить, что есть технология и есть ее использование.
Для меня скрайбинг - это в первую очередь возможность создания фильма, ролика, а не "фонограммы", сопровождающей выступление. Вы правильно заметили, что "фирмачи" напирают именно на этот момент. И это понятно. Для коммивояжера, сто раз на дню заученно повторяющего одну и ту же речь - это вполне понятное решение. Но для меня это разные жанры.
Ни один нормальный лектор, следящий за реакцией аудитории и подстраивающий под нее темп изложения не будет говорить "под фанеру".
Хотя, если у меня будет не сплошной фильм, а набор коротких роликов, то, вполне возможно, что ситуация окажется иной.



--------------------
Не волнуйтесь, я вам все объясню - http://shperk.ru

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 69
  • Регистрация: 5.6.2012
  • Из: Москва
  • Номер участника: 116517
Предупреждение

Мы попробовали с ребятами создать презентацию команды для участия в дистанционном проекте по информатике.
Вот, что у нас получилось

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 86
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Санкт-Петербург
  • Номер участника: 93860
Предупреждение

Цитата(natalianad @ 15.3.2013, 22:53)
Мы попробовали с ребятами создать презентацию команды для участия в дистанционном проекте по информатике.
Вот, что у нас получилось

Здорово, поздравляю!
Отличная идея была параллельно показать сам процесс создания ролика - для Вашей уели - то, что надо.
А вот добавление задач выглядит странным - это было каким-то условием? Просто логические задачи требуют сесть и подумать, а формат ролика не предполагает активных действий, да еще ритм, заданный музыкой вовсе не настраивает "на подумать"


--------------------
Не волнуйтесь, я вам все объясню - http://shperk.ru

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 69
  • Регистрация: 5.6.2012
  • Из: Москва
  • Номер участника: 116517
Предупреждение

Спасибо!
Возможно Вы и правы!
Пытались выполнить два задания проекта в одном формате. (Ссылка на текст логической задачи лежит в комментариях к ролику).

Статьи по этой теме

« Май 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

2 пользователей просматривает
2 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх