Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

"Техническое" образование школьников в современном нормативно-правовом поле. Часть 2.

Продолжение к публикации "Техническое" образование школьников в современном нормативно-правовом поле. Часть 1.

Правительством Российской Федерации 15 апреля 2014 года утверждено Постановление № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»:



В состав программы «Развитие образования» входят следующие подпрограммы:





Среди ожидаемых результатов, следующие:
Цитата
 обеспечение потребности экономики Российской Федерации в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития;
 повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного развития страны, достижений в международных сопоставительных исследованиях качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA), в общей их численности, процентов: международное исследование PIRLS; международное исследование TIMSS; математика (4 класс); математика (8 класс); естествознание (4 класс); естествознание (8 класс); международное исследование PISA; читательская грамотность; математическая грамотность; естественно-научная грамотность;
 удельный вес численности детей, занимающихся в организациях дополнительного образования спортивно-технической направленности, в общей численности детей от 5 до 18 лет, процентов.



«Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы» («Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы") на текущий момент является основным документом по реализации мероприятий программы «Развитие образования» на период 2016-2020 годов. Документ структурирован по задачам, которые реализуются через системные мероприятия внутри каждой из них:



Цитата
Цель и задачи Программы:
целью Программы является создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

Задачами Программы являются:
  • создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании;
  • развитие современных механизмов и технологий общего образования;
  • реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей;
  • создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики;
  • формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов


Влияние на «развитие» технического образования школьников оказывают следующие мероприятия ФЦПРО:
задача 1 (комплексный проект 1.1 пункт 3)



задача 2 (комплексные проекты 2.3 и 2.6)





задача 3 (комплексные проекты)





Цитата
«В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик. … В этих условиях дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности».
Поэтому и регулирование этих процессов должно проходить на основании других подходов и документа, которым стала Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 Сентября 2014 года № 1726-Р )


Цитата
В ситуации перехода России от индустриального общества к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы к системе дополнительного непрерывного образования человека. Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования, наиболее полно обеспечивающего право человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи.


Цитата
Целями Концепции являются:
  • обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;
  • расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;
  • развитие инновационного потенциала общества.


Концепция реализуется через систему мероприятий, определенных в «Плане мероприятий на 2015–2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (утверждено Распоряжением Правительства РФ от 24 апреля 2015 года №729-р ), в том числе и мероприятия по естественно-научному направлению и научно-техническому творчеству:






В рамках реализации "Плана мероприятий на 2015–2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» Федеральными органами исполнительной власти и организациями-участниками пилотных проектов были разработаны методические рекомендации для использования в работе:




В рамках Концепции дополнительного образования детей с декабря 2016 года начал реализацию проект «Доступное дополнительное образование для детей»:



Цитата
Результаты проекта:

1. Во всех субъектах Российской Федерации функционируют региональные системы дополнительного образования детей, которые на основе лучших практик обеспечивают реализацию современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей для детей, в том числе технической и естественно-научной, соответствующих интересам детей и их родителей, региональным особенностям и потребностям социально- экономического и технологического развития страны. Региональные системы дополнительного образования основываются на:
  • вовлечении в реализацию дополнительных общеразвивающих программ образовательных организаций разных типов, в том числе профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, а также организаций спорта, культуры, научных организаций, общественных организаций и организаций реального сектора экономики, в том числе с использованием механизмов сетевого взаимодействия;
  • формировании в каждом субъекте Российской Федерации эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, включающей в себя региональный модельный центр дополнительного образования детей как "ядра" региональной системы, муниципальные (опорные) центры дополнительного образования и организации, участвующие в дополнительном образовании детей;
  • обеспечении доступа к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, в том числе детям из сельской местности;
  • обеспечении развития профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников сферы дополнительного образования детей;
  • современных организационных, правовых и финансово-экономических механизмах управления и развития региональной системы, учитывающих демографические, социально-экономические и социокультурные особенности региона, с использованием механизмов независимой оценки.


2. Существенно увеличено вовлечение детей в научно-техническое и инженерное творчество. Сформирована сеть детских технопарков "Кванториум", охватывающая все субъекты Российской Федерации. Детские технопарки во взаимодействии с образовательными и другими организациями обеспечивают вовлечение детей разных возрастов вместе со взрослыми в решение реальных производственных задач, проектную и продуктовую деятельность, раннюю профориентацию в высокотехнологичных отраслях.

3. Мероприятия включают в себя выставки, олимпиады, конкурсы и соревнования (в т.ч. командные), направленные в том числе на формирование навыков проектной деятельности и командной работы, скоординированные с системой выявления детей, проявивших выдающиеся способности, их сопровождения и мониторинга дальнейшего развития, нацелены на решение задач раскрытия способностей каждого ребенка с различными образовательными возможностями и потребностями, обеспечивают формирование устойчивой мотивации детей, выявление способностей каждого ребенка.



Продолжение в части 3.

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Модераторы
  • Сообщений: 1856
  • Регистрация: 30.3.2010
  • Из: Новосибирск
  • Номер участника: 84502
Предупреждение

Татьяна Николаевна, спасибо вам за такой подробный и системный обзор нормативно-правового поля по развитию инженерного образования. Ждем продолжения.

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 374
  • Регистрация: 16.4.2010
  • Из: Самара
  • Номер участника: 84599
Предупреждение

Татьяна Николаевна! Спасибо огромное за такой глубокий анализ! Можно сказать, "вооружили"!...



С благодарностью, Ольга Федоровна Брыксина
зав. кафедрой ИКТ в образовании
Самарского государственного социально-педагогического университета

Статьи по этой теме

« Июнь 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

0 пользователей просматривает
0 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх