Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Сочинение о сочинении



Говорят, что всё новое – это хорошо забытое старое. И хотя раньше все выпускники писали итоговое сочинение, за последние годы, когда сочинение перестало входить в расписание экзаменов, произошла серьёзная утрата старшеклассниками навыков этого вида работы.
И вот сочинение вернулось в программу итоговых испытаний выпускников. Правда, сильно изменился его «статус». Теперь это не один из экзаменов, а допуск ко всем экзаменам. И оценка за него останется только в школьном журнале, а главный результат для выпускника – это зачет- допуск к ЕГЭ.

Да и само сочинение совсем не «то» сочинение, которое писали раньше. Сочинение-рассуждение - это возможность поразмышлять в рамках предлагаемой проблемы. Мне кажется, что работа такого формата в большей мере требует от автора своего личного восприятия и мнения по теме. Оно все-таки больше межпредметное, чем по литературе, хотя и с опорой на литературные источники.
Цифровой век тоже внес в написание сочинения свои коррективы: рекомендуемый объем работы от 350 слов задает определенный стиль, я бы сказала, тезисный. В общем, все и как всегда, и вновь.

Организация сочинения для тех, кто не знаком с процедурой ЕГЭ, воспринимается как что-то сложное и непонятное. Хотя, если говорить о ней, как об испытании в виде ЕГЭ, то все как всегда: компьютерная база данных, камеры в классах, «шахматная» рассадка участников, организаторы в аудиториях и вне. Разве что школа и учителя, где ребята пишут сочинение, свои, а «родные» стены помогают! А для такой творческой работы, как сочинение-рассуждение, важны не только знания, но и обстановка, настроение.

И только темы сочинений стары как мир, хоть и получены за пятнадцать минут до него по Интернету, единые по направлению и разные для каждого региона страны. О чем же ребятам предложено поразмышлять сегодня, 3 декабря 2014 года? Темы нам, в Нижнем Новгороде, достались отличные. Прочитав их, все немного успокоились: «Чем творчество М.Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю?», «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне (Ю.В.Друнина)», «Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс», «Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?», «Что важнее: любить или быть любимым?». А, правда, что?

Обо всем этом ребята пишут свои рассуждения. Смогут ли они сформулировать свою позицию по выбранной теме, аргументировать её? В классе тихо-тихо и только ручки шуршат по бумаге и, если закрыть глаза, то кажется, что это дождь за окном слегка стучит по стеклу…

Все старшеклассники сегодня как-то по-особенному собранные, спокойные и даже немного самоуверенные. Пишут, прерываются, стараются, задумываются… над такими важными вопросами, которые пока им надо раскрыть только в своём сочинении.

Конечно, это еще одно нелегкое испытание для выпускников, а кто же их любит «нелегкие испытания»? А с другой стороны, я думаю, что это правильно, перед своим главным решение в жизни, как выбор профессии, человек задумается, порассуждает о том, о чём должен задуматься и порассуждать каждый.

Вот как получается: сочинение возвращается, и с него многое начинается…

Комментарии

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 5
  • Регистрация: 24.9.2014
  • Из: Тамбов
  • Номер участника: 162091
Предупреждение

Очень животрепещущую тему Вы затронули. И мой комментарий – это мысли, не специалиста, не коллеги. Скорее, как гражданина (родителя), не равнодушного к данной проблеме. Очень хотелось бы, чтобы «написание сочинения» не стало очередной школьной кампанией. Не разовая акция, не «провели-отчитались-забыли», сочинение надолго и всерьёз.
Понимаю, что это прибавит работы и головной боли учителям-словесникам. Нарочито использую старое название. Учитель СЛОВЕСНОСТИ! Не учитель-предметник, натаскивающий на работы в структурно и стилистически едином эгэшном ключе.
Надо обучать детей писать по-разному, в разных жанрах, используя разные стили. Заново обучать, потому что за несколько лет отсутствия сочинения в школе многие учителя свернули такую работу, заменив её подготовкой к ЕГЭ. А детям вообще-то есть что сказать. О себе. О том мире, в котором они живут. О том, что они поняли в жизни. И сделать это они вполне могут каждый по-своему.
Сочинение теперь - как такой сигнальный маячок: читайте с детьми книги, разговаривайте с ними, учите их выражать и доказывать мысли. И чем раньше начать это делать, тем меньшим стрессом окажется экзамен.
И ещё важное: нельзя, чтобы сочинение обызвествилось, само не соскользнуло в шаблон. А для этого есть все предпосылки. Уже к нынешнему экзамену ушлыми издательствами были срочно сляпаны сборники сочинений на продажу (хотя темы не были известны заранее — писали что угодно, лишь бы продать). Подобной же продукцией пестрит и интернет. Уверена, что сейчас, по темам этого года, будут написаны новые сборники, ещё толще прежних. И составителям будущих тем нужно быть мобильными, современными, креативными. Нужно придумать что-то такое, что на следующий год, у новых одиннадцатиклассников вызовет желание писать, размышлять, доказывать. Это очень непросто. Но и не невозможно.


--------------------
Olga Kudelya

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2123
  • Регистрация: 6.1.2012
  • Из: *
  • Номер участника: 112843
Предупреждение

Огромное спасибо за Ваш отзыв!
Это мое впечатление, так сказать, "изнутри". Я писала этот пост о своих впечатлениях сразу после сочинения, где была в качестве организатора вместе со своим 11-Б.
Безусловно, сочинение всем добавило хлопот и забот, но его написание заставило завтрашних выпускников сегодня задуматься, о серьезных, может быть даже философских вопросах. Высказать свое мнение, поразмышлять... А им, современным, мобильным и креативным, подчас очень хочется, чтобы их мнение услышали. wink.gif

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение

Цитата(bor4244@yandex.ru @ 6.12.2014, 20:18)
Очень животрепещущую тему Вы затронули. И мой комментарий – это мысли, не специалиста, не коллеги. Скорее, как гражданина (родителя), не равнодушного к данной проблеме. Очень хотелось бы, чтобы «написание сочинения» не стало очередной школьной кампанией. Не разовая акция, не «провели-отчитались-забыли», сочинение надолго и всерьёз.
Понимаю, что это прибавит работы и головной боли учителям-словесникам. Нарочито использую старое название. Учитель СЛОВЕСНОСТИ! Не учитель-предметник, натаскивающий на работы в структурно и стилистически едином эгэшном ключе.
Надо обучать детей писать по-разному, в разных жанрах, используя разные стили. Заново обучать, потому что за несколько лет отсутствия сочинения в школе многие учителя свернули такую работу, заменив её подготовкой к ЕГЭ. А детям вообще-то есть что сказать. О себе. О том мире, в котором они живут. О том, что они поняли в жизни. И сделать это они вполне могут каждый по-своему.
Сочинение теперь - как такой сигнальный маячок: читайте с детьми книги, разговаривайте с ними, учите их выражать и доказывать мысли. И чем раньше начать это делать, тем меньшим стрессом окажется экзамен.
И ещё важное: нельзя, чтобы сочинение обызвествилось, само не соскользнуло в шаблон. А для этого есть все предпосылки. Уже к нынешнему экзамену ушлыми издательствами были срочно сляпаны сборники сочинений на продажу (хотя темы не были известны заранее — писали что угодно, лишь бы продать). Подобной же продукцией пестрит и интернет. Уверена, что сейчас, по темам этого года, будут написаны новые сборники, ещё толще прежних. И составителям будущих тем нужно быть мобильными, современными, креативными. Нужно придумать что-то такое, что на следующий год, у новых одиннадцатиклассников вызовет желание писать, размышлять, доказывать. Это очень непросто. Но и не невозможно.

От того, что выкинуто часть текста из размышлений Сергея Волкова на тему нынешнего сочинения, он его текстом быть не перестал.... http://www.the-village.ru/village/city/dir...y-sergey-volkov


--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2123
  • Регистрация: 6.1.2012
  • Из: *
  • Номер участника: 112843
Предупреждение

Цитата(Елена Годунова @ 7.12.2014, 16:47)
Цитата(bor4244@yandex.ru @ 6.12.2014, 20:18)
Очень животрепещущую тему Вы затронули. И мой комментарий – это мысли, не специалиста, не коллеги...

... Но и не невозможно.

От того, что выкинуто часть текста из размышлений Сергея Волкова на тему нынешнего сочинения, он его текстом быть не перестал.... http://www.the-village.ru/village/city/dir...y-sergey-volkov

Ой... Как неприятно! dry.gif

Сообщение отредактировал Larisa Agrba - 7.12.2014, 16:53

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2123
  • Регистрация: 6.1.2012
  • Из: *
  • Номер участника: 112843
Предупреждение

Цитата(Елена Годунова @ 7.12.2014, 16:47)

Елена Александровна!
Огромное спасибо за ссылочку. Коллега написал все то, что я почувствовала на сочинении...
Цитата
Но и сейчас ясно: сочинение разбудило многое в нынешней школе. Оно показало возможность в эпоху ЕГЭ экзамена иного типа. Оно дало пищу для разговоров о важном не только в среде учителей или между учениками и учителями, но и между детьми и родителями — и об этом родители с некоторым удивлением тоже пишут в соцсетях. Сочинение теперь как такой сигнальный маячок: читайте с детьми книги, разговаривайте с ними, учите их выражать и доказывать мысли. И чем раньше начать это делать, тем меньшим стрессом окажется экзамен.
[url="http://www.the-village.ru/village/city/direct-speech/171585-uchitel-literatury-sergey-volkov"]http://www.the-village.ru/village/city/dir...y-sergey-volkov

Сдавая сочинение, одна из моих учениц спросила: "А можно забрать с собой черновик? Я хочу, чтобы прочитала мама..." huh.gif

Сообщение отредактировал Larisa Agrba - 7.12.2014, 17:03

Статьи по этой теме

« Июль 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

0 пользователей просматривает
0 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх