Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

В плену у крокодилов или зачем ученику решение открытых задач?



Время для проведения Международных он-лайн конференций «Новая школа: мой маршрут», как мне кажется, выбрано не случайно. Осень навевает на размышления, в конце года на нас, участников, обрушивается лавина информации: новой, увлекательной, требующей осмысления и внедрения. И весь год впереди. Можно экспериментировать, искать новое в изученном, искать свой путь педагога в быстро меняющемся мире.

Вторая международная конференция дала очередной толчок, определила направление работы. При подготовке к МК «Конструктор в социальной сети» я перечитывала книгу А. Гина «Приемы педагогической техники». Конференция закончилась, но осталось чувство, что к этой книге нужно вернуться еще раз.

И вот ведь, ничего в жизни не происходит случайно. На просторах Галактики начинает делать первые робкие шаги Сетевая исследовательская лаборатория. Так как меня очень интересует проблема создания ШИЛ, то делая наброски плана работы на этот год, расставляя приоритеты, одним из пунктов я записала:
«При подготовке к созданию ШИЛ начать с:
1) Поиска и изучения литературы
2) Изучения материалов по ТРИЗ
3) Создания банка творческих, исследовательских задач».

В школе, в ВУЗе учащиеся решают в основном закрытые задачи, а жизнь ставит, как правило, открытые: от глобальных "как начать свой бизнес" до локальных, но не менее важных "как сделать ремонт балкона с наименьшими затратами и наилучшим результатом". Умение не пасовать перед такими задачами, не бояться их решать, нужно воспитывать в школе.

Если учитель поставил перед собой задачу развивать творческое мышление учащихся, то он должен сам уметь создавать открытые задачи, так как и учебников с такими заданиями в школьных библиотеках практически не встречается, да и процесс это увлекательный.

Научиться составлять открытые задания – значит из практически любого интересного факта, содержащего предметную составляющую, уметь сформулировать задачу. Это совсем непросто, так как мы привыкли решать закрытые задачи (с единственно правильным ответом) и 90-95% задач в любом сборнике – это задачи именно такого типа.

Как в свое время В. Шаталов утверждал, что нет детей, неспособных понять математику, так и Анатолий Гин уверен, что любой человек обладает, как конвергентным, «интеллектуальным» (закрытым, нетворческим), так и дивергентным (открытым, творческим) мышлением, но в различной степени. По мере взросления творческая составляющая затухает без «тренировки». Действительно, мы с Вами не только наблюдаем, как наши дети при получении задачи с недостающими данными или с множеством возможных решений становятся в тупик, но и сами не всегда легко справляемся с такими заданиями.

Итак, три основных требования к условию учебной (исследовательской) задачи:
• достаточность условия
• корректность вопроса
• наличие противоречия
Если с достаточностью условия и корректностью вопроса мы, как правило, можем справиться легко при составлении задачи, то создать противоречие непросто.

Пример, который приводит А.Гин.

Цитата
В плену у крокодилов
Во время Второй мировой наши летчики перегоняли гидропланы из Америки. Маршрут проходил через Африку и был тщательно выверен. Но если есть правила, то обязательно находятся те, кто их нарушает... Экипаж одного гидроплана, плененный красотой африканского озера, сделал посадку в незапланированном месте. Самолет удачно приводнился, и тут, - о ужас! - летчики заметили, что озеро буквально кишит крокодилами... Немедленно взлетать! - решили летчики. Но прямо по курсу - крокодил. А кто гарантирует, что рядом с ним сейчас не всплывет еще один? Трагизм положения в том, что стоит одному из поплавков самолета попасть на животное, аварии не избежать. Как быть?
Попробовать взять разгон, маневрируя между «живыми айсбергами»? Но гидроплан в воде довольно неуклюж. Подстрелить крокодила? Но тогда наверняка «сбегутся» его кровожадные сородичи, и будет еще хуже... И все же летчики нашли выход из положения! Попробуйте найти его и вы...


(Если не получилось решить задачу, то ответ можно прочитать в конце поста) smile.gif

В «Приемах педагогической техники» А. Гина есть приложение «О творческих учебных задачах». В этом разделе есть много примеров задач по биологии, физике, истории и даже лингвистике, искусстве и культуре.

Вооружившись знаниями, составляю свою задачу из давно мне известной.
«На востоке, чтобы остудить воду в летнюю жару, ее наливают в сосуды, изготовленные из слабо обожженной глины, сквозь которую вода медленно просачивается. Вода в таких сосудах холоднее окружающего воздуха. Почему?»

После «переработки»:
«На востоке в старину в жару воду пили из сосудов, в которых она всегда холоднее окружающего воздуха. Но никто никогда не видел, чтоб эту воду охлаждали льдом. Каким образом это происходило?»

Если раньше это была задача, требующая лишь знания того простого факта, что при испарении воды с поверхности сосуда, температура его будет понижаться, то теперь решение задачи предполагает массу вариантов ответа, которые можно обсуждать, можно спорить, выбирать самые реальные, самые экономичные, самые быстрые, и, наконец, правильный.

Теперь в каждом интересном факте, услышанном мною по телевизору, прочитанном в Интернете, в газете, и содержащем физику, я вижу задачу с открытым условием. Стараюсь переработать и превратить ее в исследовательскую. Попробуйте «качать мускул мозга» и поймете, что это интересно и непросто.

_________________________________________

Цитата
Контрольный ответ
Летчики плеснули на поверхность воды бензин, который стал растекаться тонкой пленкой. Крокодилы сразу «разбежались», освободив путь для разгона.


Источник:
http://imckaluga.ru/portal/imcdocs/met_rec...u4it/priemy.pdf
2 страниц V   1 2 >

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 5510
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Новосибирская область
  • Номер участника: 93856
Предупреждение



--------------------
Елена Александровна Годунова, с наилучшими пожеланиями ко всем пользователям портала

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 9
  • Регистрация: 20.9.2014
  • Из: Запорожье, место его основания
  • Номер участника: 160717
Предупреждение

Я тоже за открытые задачи: предмет информатика приучает рассматривать такие задачи как набор простых задач плюс реальный мир. Я думаю, что такие должны быть не только учебные (исследовательские) задачи, но и принцип построения обучения.

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 814
  • Регистрация: 7.5.2011
  • Из: Воронежская область Подгоренский район пгт Подгоренский
  • Номер участника: 98540
Предупреждение

Лаборатория образовательных технологий, руководитель Гин А. А. Презентация "Теория открытых задач: введение". А здесь полная версия

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1272
  • Регистрация: 29.6.2011
  • Из: г. Ижевск
  • Номер участника: 108227
Предупреждение

Спасибо, Елена, раскладываю ссылки по папкам. "Ошибки" кинематографа - яркий материал для многих тем на уроке. Я тоже иногда это использую smile.gif

Лилия, спасибо.
Вот еще лекции А Гина по ТРИЗ-педагогике.

Основные положения ТРИЗ-педагогики. Лекция 1.
Об открытых задачах Триз лекция № 2
Основы ТРИЗ-педагогики. Лекция 3.


--------------------
С наилучшими пожеланиями, Лора Кравченко

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3472
  • Регистрация: 28.5.2012
  • Из: ул. Жукова, д. 44
  • Номер участника: 116309
Предупреждение

Лора, меня тоже увлекает эта тема. Размышляю над открытыми задачами по информатике.
Креатив-бой пробовали проводить? Увлекательно!


--------------------
Анна Шугай

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1272
  • Регистрация: 29.6.2011
  • Из: г. Ижевск
  • Номер участника: 108227
Предупреждение

Нет, Анна, пока не пробовала. К стыду своему, только знакомлюсь с этим приемом.
А начала пока с задач такого плана:
"Оцените, сколько времени понадобится сапсану, чтобы долететь от Москвы до Ижевска"
Сколько было интересных и сложных моментов при решении задачи!
начнем с того, что первое, что пришло на ум детям, это скоростной поезд smile.gif. Никто почти не подумал о птице....
Потом стали искать в Инете скорость сапсана. Многие дали быстрый ответ 300 км\ч (максимально зарегистрированная даже больше, 385 км\ч). То есть не подумали о том, что скорость в пике не может быть равна средней скорости.
Затем искали расстояние от Москвы до Ижевска и рассуждали о том, какое расстояние брать: по прямой или то, что дает гугль вдоль автомобильных дорог...

Словом, решение такой задачи (не знаю, можно ли ее назвать исследовательской, наверное нет, просто задача с недостающими данными) выливается в увлекательный и крайне полезный процесс!

Сообщение отредактировал LaraKrav - 25.12.2014, 14:59


--------------------
С наилучшими пожеланиями, Лора Кравченко

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3472
  • Регистрация: 28.5.2012
  • Из: ул. Жукова, д. 44
  • Номер участника: 116309
Предупреждение

Цитата(LaraKrav @ 25.12.2014, 6:25)
Нет, Анна, пока не пробовала. К стыду своему, только знакомлюсь с этим приемом.
А начала пока с задач такого плана:
"Оцените, сколько времени понадобится сапсану, чтобы долететь от Москвы до Ижевска"
Сколько было интересных и сложных моментов при решении задачи!
начнем с того, что первое, что пришло на ум детям, это скоростной поезд smile.gif. Никто почти не подумал о птице....
Потом стали искать в Инете скорость сапсана. Многое дали быстрый ответ 300 км\ч (максимально зарегистрированная даже больше, 385 км\ч). То есть не подумали о том, что скорость в пике не может быть равна средней скорости.
Затем искали расстояние от Москвы до Ижевска и рассуждали о том, какое расстояние брать: по прямой или то, что дает гугль вдоль автомобильных дорог...

Словом, решение такой задачи (не знаю, можно ли ее назвать исследовательской, наверное нет, просто задача с недостающими данными) выливается в увлекательный и крайне полезный процесс!

Наверно, не исследовательская, но интерес детей представляю!


--------------------
Анна Шугай

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 24
  • Регистрация: 11.7.2010
  • Из: г.Абакан, Республика Хакасия
  • Номер участника: 85860
Предупреждение

Поддерживаю ваше увлечение ТРИЗ-педагогикой. но в системе СПО. Задачи для будущих производственников, предпринимателей.


--------------------
Дорогу осилит идущий! С уважением к Вам и Вашему делу, Любовь Карабанова

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 1272
  • Регистрация: 29.6.2011
  • Из: г. Ижевск
  • Номер участника: 108227
Предупреждение

Цитата(Любовь Карабанова @ 6.8.2016, 3:26)
Поддерживаю ваше увлечение ТРИЗ-педагогикой. но в системе СПО. Задачи для будущих производственников, предпринимателей.


Почему такие ограничения?
Разве творчески, нестандартно мыслить нужно только производственникам?
Это умение помогает в жизни любому человеку, независимо от его специальности.


--------------------
С наилучшими пожеланиями, Лора Кравченко

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 24
  • Регистрация: 11.7.2010
  • Из: г.Абакан, Республика Хакасия
  • Номер участника: 85860
Предупреждение

Цитата(LaraKrav @ 6.8.2016, 10:58)
Цитата(Любовь Карабанова @ 6.8.2016, 3:26)
Поддерживаю ваше увлечение ТРИЗ-педагогикой. но в системе СПО. Задачи для будущих производственников, предпринимателей.


Почему такие ограничения?
Разве творчески, нестандартно мыслить нужно только производственникам?
Это умение помогает в жизни любому человеку, независимо от его специальности.

Согласна с вами. Это моя специфика работы в ИРО: курирую педагогов СПО, задания разрабатываем с педагогами для студентов - будущих специалистов индустриальной сферы + соц партнеры на семинарах, круглых столах - работодатели (производство, бизнес)

В копилку ссылок по ТРИЗ: Точилка для ума (Универсариум)

Сообщение отредактировал Любовь Карабанова - 6.8.2016, 7:29


--------------------
Дорогу осилит идущий! С уважением к Вам и Вашему делу, Любовь Карабанова

Статьи по этой теме

« Июнь 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

0 пользователей просматривает
0 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх