Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Не убить Эйнштейна или как подготовить учеников к инженерным проектам и исследованиям. Онлайн-семинар "Инженерные проекты в школе"

Какие бывают проекты

Процесс вовлечения детей в проектную деятельность - многоуровневый. Начинать эту работу нужно примерно с класса с 6-7, тогда у детей есть запас времени, чтобы выйти на серьезный инженерный или исследовательский проект, а вы будете уверены, что они владеют необходимыми навыками и готовы заниматься серьезной исследовательской или проектировочной деятельностью. Есть несколько уровней, через которые необходимо пройти учащимся вместе с наставником:
  • Предпроектная деятельность (6-8 классы)
  • Мотивационный проект (7-8 классы).
  • Инициирующий проект (8-10 классы).
  • Соревновательный (высокоуровневый) проект (10-11 классы).

Такой поступательный подход позволяет не решать сразу все проблемы и задачи, которые возникают, если ученик решил заняться проектной деятельностью, и не отбивает желание.
Возрастное деление достаточно условное – оно очень сильно зависит от скорости продвижения ученика.

И так, Вы как учитель или наставник твердо решили, что будете с учениками заниматься проектной работой, и перед Вами стоят вопросы, которые мы написали в начале этого раздела. Тогда давайте вместе разберемся, что как учитель Вы можете сделать

1.1. Предпроектная деятельность

Дети приходят заниматься проектами, потому что им любопытно. Они видят, как увлечены старшеклассники, они дома собирают сложные модели из лего, их притягивают роботы, и многим из них кажется, что они много чего умеют и сейчас всем покажут, какие они крутые. Но они не знают о рутиной работе, и то, чтобы получить результат – эксперимент, порой, нужно повторить десятки раз, и то, что придется много чего делать своими руками, а не собирать из готовых кирпичиков конструктора – пилить, шлифовать, паять, чертить и много-много чего. Если Вы сразу предложите им тему или включите ученика в проектную группу, он может оказаться к этому не готов, уйдет и разочаруется на всю жизнь.

Чтобы этого не произошло, нужен предпроектный период или предпроектная деятельность. Возраст учащихся – 6-8 классы.

Предпроектная деятельность – это специально организованная, тщательно спланированная деятельность учащихся с целью освоения методик исследования по образцу, приобретения необходимых умений и навыков и формирования элементов проектной культуры.

Проще всего вводить учащихся в исследовательскую деятельность и инженерное проектирование через существующие лабораторные практикумы, но обязательно с индивидуализацией результата. Ученики осваивают методику по методичке, где все прописано, известно, что нужно делать, но кроме общих задач, нужно выполнить в рамках этой лабораторного практикума и индивидуальную задачу, о которой ничего в методичке не прописано.

Форма работы

- Лабораторный практикум с высокой степенью самостоятельности. Нет неизвестного вопроса в конце, но это опыт длинной работы такой же как в проекте. Это дает то, что мы не учим разным вещам в одно время: а постепенно дети осваивают разные навыки, которые им потребуются для выполнения проекта более высокого уровня. Детям на этот момент нужен не научный руководитель, а преподаватель. В результате решаются важные задачи: дети усваивают организационную форму работы над проектом, приобретают способность двигаться самостоятельно, могут предъявить результат.

Пример:
Конструирование простейшего секундомера на базе простейшего конструктора с генератором тактовой частоты.
Дети собирают на базе простейшего конструктора с генератором тактовой частоты простейший секундомер. При этом осваивают навык работы с генератором, навык составления схемы, навык подключения индикаторного табло. Индивидуализация достигается за счет того, что секундомер может срабатывать по разному: от кнопки, от микрофона, от подачи напряжения с компьютера и т.д. – у каждого своя индивидуальна задача.
Это еще не проект, но у каждого ученика есть конечная понятная цель и она представима.
Обычно, а лабораторном практикуме все делают что-то одинаково, а потом сдают отчет учителю, никому кроме учителя это не интересно. В данном примере у всех есть одинаковая часть, но есть и индивидуальный результат представимый не только учителю, и он интересен одноклассникам, этим результатам можно похвастаться. Возникает шажочек представимости и отторгаемости результатов, есть личный результат. Усилий для такой работы требуется больше, чем просто в методичке, и подглядеть негде. Это не проект, но есть элементы проектной культуры: отторгаемость результата.

А как же работа в команде – такой важный элемент культуры и навык XXI века? Или вся проектная деятельность только индивидуальная? - резонно можно задать вопрос.
Конечно, навыки XXI века и культура проектной работы тесно переплетаются между собой и их нужно обязательно формировать на всех уровнях проектной деятельности. Нужно обязательно придумывать задачи, с которыми справиться можно только командами.

Форма работы
- Инженерные командные соревнования с одинаковыми для всех участников условиями: задачи, время и ресурсы. Инженерные соревнования формируют работу в команде, понятие дедлайна, понимание достижения результата и навыки представление результата.

Пример: Командам школьников предложена задача — провести по ограниченному коридору радиоуправляемую модель машинки и прийти первыми к финишу в ограниченных условиях.
Условия: пилот машины не может видеть ее движения, коридор является пересеченной местностью. Суммарно на подготовку выделяется один день — все как в жизни — ограниченные ресурсы, нехватка времени и необходимость сделать качественно.

Пройдя через предпроектный уровень, направленный на формирование элементов проектной культуры ученики могут браться за более сложные для них проекты. На следующем уровне очень важно мотивировать детей. Они должны почувствовать вкус, но в то же время понять цену. Не убить в них Эйнштейна – самое важное в первом самостоятельном проекте, которые делают дети.


1.2 Мотивационный проект

Мотивационный проект учит работать с постановкой задачи. Вместе с учителем подбирается тема для ученика и ставится задача. Ученику требуется самому разобраться, что делать, как построить исследования, написать план исследования. Этот проект может быть даже проще, чем то, что выполняется по методичке, но методичка как таковая отсутствует - это самостоятельная работа, которую можно представить в классе или даже на школьной конференции. Выполнив это проект, ученик всегда может сказать: «Я сделал это САМ!»
Возраст для проведения мотивационных проектов – 8-9 классы.

Мотивационный проект – это специально организованная, тщательно спланированная самостоятельная деятельность учащихся с целью формирования культуры исследований и/или инженерного проектирования.

Самое ценное в проекте - это опыт преодоления нетривиального! Не убейте в ребенке Эйнштейна и помогите ему справиться с нетривиалностью. Это значит, что первый проект должен быть:
- захватывающим и интригующим;
- нетривиальным но доступным;
- зовущим на дальнейшие подвиги.

Основные задачи мотивационного проекта: научиться работать с постановкой задачи, перенять культуру исследования, принять правила игры, научиться правильно ставить эксперименты, научиться фиксировать и представлять результаты, научиться организовывать свою деятельность - это и есть джентльменский набор умений и навыков для формирования проектной культуры (образа действий). Еще одна важная задача - зацепить ученика.

Формы проведения мотивационного проекта могут быть такими же, какие используются на предпроектоном уровне. Основное отличие – это самостоятельность. Вы можете дать ученику тот же лабораторный практикум, но без методички. Например, сделать секундомер, но шаги не прописаны. В этом случае ученику самому придется разрабатывать методику эксперимента или прописывать алгоритм разработки. В мотивационном проекте еще нет заказчика, но появляется концепция заказчика. Например, ребенок по собственному желанию решил сделать секундомер с 3 кнопками (уроки, игра на компьютере, улица). Таким образом, он может засечь время своего времяпрепровождения. Он САМ для себя выступил заказчиком.

Пример:
Ученик делает акустическую кнопку, которая реагирует на определенный уровень шума: если шумно – загорается свет. Для такой работы нужно: подключить микрофон и замкнуть цепь – это не сложные действия, но как это сделать, он должен разобраться сам. На этом уровне важна помощь преподавателя, но не нужно быть третьей рукой на рояле.

Хорошая точка входа в проект – решение проблемной ситуации внутри самой школы, т.к. формируется база правильных вещей. Ученик общается со школьниками, которые являются по отношению к нему заказчиком. Вырастает понимание, что такое исследование и что такое проект. Он входит в проектное поле. У вас есть действующий проект, есть научный руководитель, у проекта есть много подзадач – это есть база для деятельности тех, что входит в проектную работу. Выполняя разные задачи, ученик должен понять его это дело или нет, а может ему нравится программировать, а может работать с данными. Таким образом, он сможет понять свой интерес и подготовиться к проектам более высокого уровня.

Отличие мотивационного проекта от предпроектной деятельности: вместе с руководителем найти тему, поставить задачу и составить план. Выполнить проект не по методичке, а САМостоятельно. Такую работу можно представить на внутренней школьной или даже городской конференции.

Мотивационный проект направлен на формирование навыков, поэтому в проекте должно быть не более одной нетривиальности. Самое худшее, что можно сделать - это дать задание с тремя нетривиальностями и сказать: делай. Бывает, что нетривиальностей больше одной, в таком случае преодолевать их нужно вместе.
Если ребенка цепляет проектная работа и он справляется с ней, он пойдет дальше. А дальше новый уровень выполнения проекта – инициирующий.


1.3 Инициирующий или проект как инициация

Инициа́ция — обряд, знаменующий переход индивидуума на новую ступень развития в рамках какой-либо социальной группы или мистического общества. Среди ритуалов перехода, особое место занимают ритуалы инициации, или посвящения. Инициация - это и начало, и дальнейшее развитие процесса.

Когда у проекта появляется заказчик или пользователь, то такой проект становится проектом более высокого уровня. Это уже игра по-взрослому. Это другой уровень ответственности. Меняется структура проекта: появляется стадия тестирования, стадия проверки на удовлетворенность заказчика или пользователя. У разработчика обязательно появляются вопросы: Будет ли пользоваться заказчик?, то, ли разработано, что надо? Если у разработанного продукта появляется пользователь, или заказчик удовлетворен – цель проекта достигнута.

Возраст для проведения инициирующих проектов – 8-9 классы.

Инициирующий проект – это самостоятельная деятельность учащихся при поддержке руководителя, направленная на проведение исследования или инженерную разработку и имеющая внешнего заказчика

Заказчик – это тот, чьи потребности анализируются. Заказчик может быть внутренний: учитель (необходимо сделать демонстрационное устройство для урока), администрация школы (необходимо автоматизировать элементы сцены для школьного спектакля), родители (необходимо сконструировать автопоилку для домашнего питомца, оптимизировать процессы в домашнем хозяйстве), друзья (необходимо усовершенствовать велосипед), или внешний: администрация района или города, администрация предприятия, конструкторское бюро, НИИ и т.д.

Пример 1:
С помощью светодиодов продемонстрировать разнообразие кристаллических решеток (создать демонстрационное пособие для учителя). По ходу работы ученику потребуется: собрать светодиоды на проволочке и управлять ими с помощью платы (включать-выключать) чтобы показать решетку. В одном объеме нужно показать светодиодами разные решетки. Ученику потребуется: собрать конструкцию, разобраться с выходами и портами на платах, разобраться с ШИМ-адресацией, по соответствующим линиям платы должны идти соответствующие сигналы. Учитель выступает заказчиком.

Пример 2: Создать виртуальный геологический музей (сделать сайт для музея). Для создания виртуальной экспозиции потребуется выполнить следующие работы: фотографирование, описание образцов, создание базы данных, построение классификации, разработка наружного интерфейса, обеспечение возможности добавлять экспонаты, выбор технического решения и т.д. Заказчиком выступает администрация геологического музея.

Кроме выполнения проекта по требованиям заказчика, инициирующий проект по своей направленности может быть как:

Переоткрытие какого-то эффекта для себя. Это понимание того сколько стоит 2 параграфа в учебнике. За каждой строчкой в тексте доклада стоит 10 опытов, за каждой точкой на графике стоит 10 часов экспериментальных работ. Ребенок, пройдя через проект, по-другому начинают реагировать на постановку задачи, ценить время руководителя, готов работать со своим временным графиком, начинают планировать время и результат.

Преемственность, как мостик в мир исследований и изобретений.
Учащийся делает свой первый самостоятельный проект, как часть большого проекта. Необходимо разбить большой проект на части и предложить детям эти части выполнить. Такой проект должен быть посильным, трудным, интересным, понятным. Работа должна строиться как часть чего-то большого, но в тоже время быть самостоятельной. Такую работу можно представить на школьной или на городской конференции. В результате, произойдет введение в тематику большого проекта, освоена область, к которой есть интерес, произойдет освоение существенного нетривиального, обязательно есть результат

Проект такого уровня мы называем инициирующим потому что он является границей (точкой осознанности) – ребенок может решить следует ли двигаться дальше, заниматься наукой, разработками или уйти. Часто дети уходят в творчество, олимпиады, спорт, другие виды деятельности.
Если ребенок остается, то этот выбор подразумевает – реальное сотрудничество и самостоятельные действия, пробы... Все, что было ранее – это было обучение.

Посмотрим, как одна и та же тема может быть реализована в проектах разных уровней

Тема «Создание таймера»

Предпроектная деятельность: научиться подключать разные виды таймеров, счетчиков, научиться работать с кнопками.
Результат: освоен набор действий, все научились.
Индивидуальный результат: создан круговой таймер с кнопками (остановка и продление), вывод на табло, которое обновляется по кнопке, и т.д.. В конце работы у каждого ученика свой тип заданий.

Мотивирующий проект
: ученик собрал настольный секундомер и напечатал на 3-D принтере корпус для него. Этот секундомер имеет 3 кнопки, которые подписаны (физика, история, английский). Теперь он может нажать на кнопку и узнать, сколько тратит времени на домашние задания по этим предметам.
Результат: освоена постановка задачи, представлен результат

Инициирующий проект: на той же самой технологии нужно собрать секундомер для школьного спортзала, который будет использоваться в соревнованиях. Нетривиальная задача, т.к. необходимо решить вопрос с питанием при выводе на большое табло, с управлением питания, с усилением и т.д. Есть заказчик – директор школы. Нужно доказать заказчику, что разработать такой проект будет выгоднее, чем купить.
Результат: удовлетворение потребностей заказчика, появление пользователя.

Таблица уровней проектной работы поможет Вам при организации и планировании работы с учащимися. Вы можете строить свои таблицы, используя нужные Вам основания.


Уровни проектов/ Стадии проекта
Знания и навыкиОбраз действияЦелеполаганиеРеальный образовательный результат
Предпроектная деятельность+++---
Мотивирующий проект++++--
Инициализирующий проект++++++
Соревновательный проект++++++++++
+ +++ +++ +++

Нельзя включать в проект все стадии одновременно. В учебном процессе эти вещи нужно включать постепенно.
В предпроектной деятельности происходит приобретение знаний и навыков, которые завязаны на реальный мир. Мы должны начинать работать с образом действия опираясь на имеющиеся навыки, продолжая их развивать.
В мотивирующем проекте продолжается линия формирования навыков и осваивается образ действия: понимание дедлайна, формулировка гипотезы, верификация полученных знаний, представление результата. Пока нет самостоятельного целеполагания, не ставится задача получения реальных результатов. На выходе – представление работы на внутренней конференции.

Инициирующий проект позволяет инициировать собственную реальную деятельность, формирует выбор, подразумевает сотрудничество и взаимодействие. У учащихся есть знания и навыки входа на этот уровень. Задача освоения не является доминирующей. Мы больше не учимся ездить на велосипеде и не открываем Америку. Образ действий здесь формируется как внутренняя потребность при поддержке внешних ресурсов – консультанты, руководители.
Появляется реальный результат, но не является пока чем-то серьезным. Здесь важно другое – дети начинают осознавать ценность результата и понимать, что сколько стоит. Сколько уходит времени, сколько нужно сделать изменений…. , Происходит понимание, что стоит за результатом, что нужно делать чтобы двигаться дальше; видение, куда все идет. Случается потребность индивидуальной образовательной траектории, дети начинают понимать, что им нужно для своей жизни и начинают ее планировать, отбирать ресурсы.

В высокоуровневом соревновательном проекте формируется образ действия:
  • Для исследований это – структура исследования и культура исследования: гипотеза, постановка задач, выбор инструментов, освоение инструментов как методологических, так и работа с текстом, лабораторные исследования
  • Для инженерных проектов это -– методология гибкой разработка (для IT), снятие с заказчика (одноклассники, руководители,…) требований (автоматизация процессов или научных экспериментов ), работа по формированию списка реалистичных задач, оценка реалистичности задач, планирование и оценка времени требуемого на решение задачи.


Коллеги, прошу Вас:
1. Привести примеры проектов разных уровней из вашего опыта и описать их.
2. Добавить предложения в эти разделы "С чего начать" и "Виды инженерных проектов" (http://www.edutainme.ru/schoolprojects/), исходя из своего опыта или прочитанного текста "Не убить Эйнштейна или как подготовить учеников к инженерным проектам и исследованиям".
Примеры проектов и предложения публикуем в комментариях к этому посту.
Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  ________________________.docx ( 13.6 килобайт ) Кол-во скачиваний: 496
Прикрепленный файл  ________________________.docx ( 13.6 килобайт ) Кол-во скачиваний: 478
Прикрепленный файл  teoria_praktika.rtf ( 56.58 килобайт ) Кол-во скачиваний: 506
33 страниц V   1 2 3 > » 

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 51
  • Регистрация: 2.10.2015
  • Из: Ноябрьск
  • Номер участника: 175604
Предупреждение

Я бы еще перед началом работы с проектом организовала экскурсию на объект,где применяются инженерные знания.

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3
  • Регистрация: 25.10.2015
  • Из: город Казань
  • Номер участника: 180191
Предупреждение

Прочитав статью поняла, что мои ученики занимались предпроектной деятельностью, так как обучались в 5 классе. Но все же мы подготовили 2 проекта. 1 - "Условия, необходимые для роста бархатцев", 2- "Условия прорастания семян фасоли".
1. Поставили цель.
2. Выдвинули гипотезу.
3. Составили план работы.
4. Провели опыт.
5. Фотографировали каждый этап. Результаты записывали в таблицу.
6. Получили результат. сделали вывод.
7. Оформили все данные в презентацию.

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 149
  • Регистрация: 13.12.2012
  • Номер участника: 125017
Предупреждение

Инженерными проектами не занимались.
Но наша команда работала над социальным проектом в рамках проекта «Пространство детства: современность и будущее» в муниципальном образовании город Новомосковск.
Команда, работающая над проектом, была разновозрастной: ученики 6, 7, 9 и 10 классов.
Цель проекта: знакомство жителей и гостей города с местами проведения досуга.
Задачи проекта:
- выявить места для проведения досуга детей и молодёжи
- изучить режимы работы мест для проведения досуга
- разработать презентацию представления города Новомосковск.
Актуальность проекта: презентация мест, интересных для детей и молодёжи.
Результаты проекта: учащиеся смогли рассказать о местах проведения досуга для детей и молодёжи, рекомендовали места для отдыха и занятий спортом.
Этапы проекта:
- подготовительный
- практический.

Наша команда вышла с проектом на Всероссийский уровень.
Все этапы проекта прошли полностью, получили положительную оценку компетентного жюри. Это был большой проект, работали над ним больше года.
Результат проекта оформили в виде презентации, которую разместили на Международном Современном Учительском портале и сайте нашей школы.


Сообщение отредактировал 637Galina2012 - 23.3.2016, 20:31

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 15
  • Регистрация: 6.11.2015
  • Из: г.Казань
  • Номер участника: 183282
Предупреждение

Нужна мотивация

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4
  • Регистрация: 10.5.2011
  • Номер участника: 98928
Предупреждение

Я являюсь новичком в инженерных проектах, но попробую описать такие проекты:

1.Предпроектная деятельность: разработать макет самолета для съемки местности в труднодоступных местах. Определить наилучшее место для видеокамеры.

2. Мотивирующий проект: собрать макет самолета, показать возможности видеосъемки, объяснить цели работы.

3. Инициирующий проект: собрать видео материал с помощью собранного самолета, классифицировать его.

4. Соревновательный проект: создать сайт и разместить информацию на нем по собранным видео данным о труднодоступной местности( виды растений, животных, ландшафта)

Из проектов, которые готовила со своими учащимися: создание интерактивного гида - путеводителя по достопримечательностям г.Ханты - Мансийска на английском языке.



Сообщение отредактировал nvkuchinskaya - 23.3.2016, 20:24

Статьи по этой теме

« Июнь 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии
Амосенко Юлия Васильевна в Акция "Час кода". Больше чем урок?
Татьяна Колова в Акция "Нау-ра в моем классе"
browkina в STEM на Образовательной Галактике Intel
Green в STEM на Образовательной Галактике Intel
Наталья Шимарева в Не убить Эйнштейна или как подготовить учеников к инженерным проектам и исследованиям. Онлайн-семинар "Инженерные проекты в школе". Продолжение
Наталья Шимарева в Не убить Эйнштейна или как подготовить учеников к инженерным проектам и исследованиям. Онлайн-семинар "Инженерные проекты в школе". Продолжение
Kobzareva в Не убить Эйнштейна или как подготовить учеников к инженерным проектам и исследованиям. Онлайн-семинар "Инженерные проекты в школе"
Nadeen в Не убить Эйнштейна или как подготовить учеников к инженерным проектам и исследованиям. Онлайн-семинар "Инженерные проекты в школе"
637Galina2012 в Не убить Эйнштейна или как подготовить учеников к инженерным проектам и исследованиям. Онлайн-семинар "Инженерные проекты в школе"
Смирнова Елена в Не убить Эйнштейна или как подготовить учеников к инженерным проектам и исследованиям. Онлайн-семинар "Инженерные проекты в школе". Продолжение

Мое изображение

5 пользователей просматривает
5 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх