Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Как разработать урочное занятие с элементами исследования

В рамках осенней конференции состоялся курс «ФГОС: основы проектной и учебно-исследовательской деятельности», который был направлен на формирование умения педагогов организовывать учебно-исследовательскую и проектную деятельность школьников в соответствии с ФГОС. Педагогам предлагалось изучение теоретического и практического материала по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников, выявление отличительных особенностей учебно-исследовательской и проектной деятельности. Акцент был сделан на урочной исследовательской деятельности. В итоге нужно было разработать урочное занятие с элементами исследования, провести взаимооценку и корректировку работ.
Курс носил характер массового открытого онлайн курса (MOOC), при этом ведущие старались оказать по мере возможности консультации участникам.

Активно начали обучаться 320 человек. Завершили обучение более 180 человек. Это неплохой результат по меркам MOOC.

Предлагаем всем педагогам полезные "выдержки" из нашего курса:
Цитата
Подходы к критериям оценивания урочных занятий с элементами исследования:

1. Обеспечен уровневый подход к развитию исследовательских умений (на основе этапов формирования групп УУД)
2. Структура урочного занятия соответствует логике научного исследования
-Поставлена проблема / вопрос, требующий исследования.
-Определён план действий.
-Обеспечена достаточная самостоятельность учащихся.
-Организована оценка промежуточных и итоговых результатов на основе эталона и / или критериев.
-Организовано формулирование выводов, соответствующих цели исследования.
3. Созданы условия для самоорганизации учащихся с необходимой поддержкой в соответствии с уровнем развития исследовательских умений
-Наводящие вопросы.
-Шаблоны и / или инструкции (поддерживающие достаточный уровень самостоятельности детей).


Мы предложили педагогам выбрать из ПООП ООО, с. 209 формы организации учебно-исследовательской деятельности на
урочных занятиях

Цитата
• урок-исследование, урок-лаборатория, урок – творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок – рассказ об ученых, урок – защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
• учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и
проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;
• домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование,
достаточно протяженное во времени.


Например, можно рассмотреть педагогический сценарий формы "Домашнее задание исследовательского характера" для класса, находящегося на 3 уровне развития УУД.
Применяемый способ деятельности: наблюдение.
Требования ко времени, затрачиваемому на выполнение домашнего задания в 8 классе: не более 3 недель, не более 4 часов в целом.



На основе приведённого педагогического сценария было рассмотрено описание урочного занятия "Домашнее задание исследовательского характера":
Цитата
1. Заранее. Для учащихся подготовлен Лист наблюдения. Примерные разделы:

Цель: установить зависимость частоты моргания от возраста человека
Объекты исследования _____________
Этапы исследования: 1) ____________ 2)___________ 3)______________ 4)_____________________ 5)_________________ 6)______________________ (Примечание. У учащихся должны быть обозначены следующие этапы: 1) Задачи 2) Гипотеза 3) Разработка плана наблюдения и способа фиксации наблюдения 4) Наблюдение и запись результатов 5) Обобщение результатов и графическое представление 6) Выводы)
Критерии оценивания
2. В конце урока. Учитель формулирует домашнее задание. Раздает Листы наблюдения. Обсуждает цель исследования. Наводящими вопросами обсуждают объекты исследования: группы и количество участников каждой группы.

3. Учащиеся в Листе наблюдения рядом с цифрами вписывают этапы исследования. Учитель наблюдает и при необходимости уточняющими и наводящими вопросами помогает скорректировать план.

4. Дома учащиеся разрабатывают таблицу для фиксации результатов наблюдения.

5. Проводят наблюдения и фиксируют результаты.

6. Обобщают результаты и составляют диаграмму или график.

7. Возможно, заполняют опросную онлайн форму (вносят результаты, отвечают на вопросы).

8. На следующем уроке. Представляют графики (работают в группах). Сравнивают полученные выводы. Формулируют общий вывод.

9. Подводится итог исследования. Выводится закономерность.

10. Рефлексия.


Нужно отметить, что в результате обучения на курсе значительная часть педагогов, представляя итоговую разработку, постарались учесть наши примеры и рекомендации. Однако есть учителя, которые прислали конспект традиционного урока, как будто весь курс "прошел мимо".

Не стоит забывать, что наш портал и все конференции всегда посвящены эффективному использованию ИКТ в современных педагогических практиках. Действительно, сегодня современные ИКТ позволяют поддержать в том числе и организацию исследовательской деятельности, а именно:
  • создавать сетевые ресурсы для поддержки участников исследования, которые могут быть им доступны в любое время и в любом месте;
  • использовать инструменты обработки и представления информации, в том числе визуализации результатов, полученных школьниками;
  • организовать такое взаимодействие участников, при котором виден вклад каждого;
  • обеспечить эффективную обратную связь, создать условия для обсуждения и рефлексии;
  • разработать инструменты оценивания с автоматической обработкой данных.

Еще по теме материал Оксаны Петровой:

Уважаемые коллеги! Благодарим всех ответственных и старательных участников курса, которые трудились не покладая рук, активно участвовали в обсуждениях, прошли все тесты, сделали разработки, оценили работы своих коллег. Вы - молодцы!

Нам важно ваше мнение. Насколько наш курс оказался полезен для вас? Что конкретно вы планируете применить в своей практике? Что для вас было трудным? Что изменилось в вас за время обучения?

С уважением, Оксана Петрова и Ольга Урсова, авторы и ведущие курса.

Комментарии

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 12
  • Регистрация: 2.7.2012
  • Из: Новокузнецк
  • Номер участника: 116861
Предупреждение

Несомненно, курс был полезен, уточнила для себя несколько моментов при организации исследовательской деятельности.
В своей практике планирую применить некоторые формы урочной деятельности и приемы, которыми поделились коллеги в обсуждениях.
Мне было легко работать на курсе. Мои знания более структурировались, наметилась четкая картина организации исследовательской деятельности. Спасибо организаторам курса!

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 0
  • Регистрация: 23.10.2015
  • Номер участника: 179137
Предупреждение

Спасибо руководителям и организаторам курса за представленную нам возможность обогатить наш профессиональный опыт, новые идеи!
Планирую в этом учебном году поучаствовать в социальном проекте "Я Гражданин России", Ваши рекомендации постараюсь учесть, применю все на практике, так сказать.

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 14
  • Регистрация: 23.3.2014
  • Из: станица Обливская
  • Номер участника: 151204
Предупреждение

Для меня данный курс был полезен, он поможет мне для организации исследовательской работы на уроках. Считаю проектную и исследовательскую деятельность детей на уроках очень нужной, особенно в рамках ФГОС. Трудным для меня было только отсутствие времени, мы вышли с каникул 5 ноября, ещё заболела коллега, пришлось замещать её уроки, так что времени катастрофически не хватало, приходилось всё делать ночью. На курсе было много полезной и нужной информации, толерантные и интересные коллеги. Слова особой благодарности хочется сказать организаторам Оксане Геннадьевне и Ольге Владимировне за доброжелательное отношение, отличную организацию! smile.gif

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 9
  • Регистрация: 9.1.2015
  • Из: Гродненская область, г.Волковыск, ул.С.Панкововой
  • Номер участника: 170140
Предупреждение

Спасибо за полезный курс! Интересно было разрабатывать сначало педагогический сценарий для выбранной формы проведения урока, что помогло в дальнейшем составить полное описание урока по конкретной теме урока. Также понравилось организованное взаимооценивание разработанных уроков! Были учтены все рекомендации коллег и урок успешно реализован на своих учениках. Спасибо огромное Галактике и авторам курса Ольге Урсовой и Оксане Петровой!


--------------------
С уважением, Инна Рудая!

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 2
  • Регистрация: 27.10.2015
  • Из: г.Кемерово
  • Номер участника: 180942
Предупреждение

Большое спасибо за организацию курса! Теперь уроки-исследования буду проводить в соответствии со всеми рекомендациями. На мой взгляд, можно было бы уменьшить время на теоретическую часть, оставив больше времени на разработку урока.

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 0
  • Регистрация: 28.10.2015
  • Из: г.Воронеж
  • Номер участника: 181256
Предупреждение

Спасибо! Все было очень хорошо. Польза большая. У меня победители олимпиады по экологии на областную должны готовить проект. Мы его сделаем с Вашей помощью. Все очень удачно. Спасибо еще раз. Кроме того много интересного в обсуждении почерпнула. Спасибо всем коллегам за интересные разработки.

Сообщение отредактировал natalil - 22.11.2015, 20:13

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 0
  • Регистрация: 15.1.2015
  • Номер участника: 170304
Предупреждение

Спасибо огромное за курсы! С детьми делаем проекты не первый год.Из Ваших курсов почерпнули полезную информацию. К сожалению,большая загруженность с уроками,тяжело успеть везде.

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 477
  • Регистрация: 16.7.2014
  • Из: Запоріжжя
  • Номер участника: 154185
Предупреждение

К сожалению, по ссылке курс не нашла. Он, наверное, для приглашенных...

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3
  • Регистрация: 24.1.2014
  • Из: село Сокрутовка Астраханской области
  • Номер участника: 148449
Предупреждение

Большое спасибо организаторам! Я для себя почерпнула много интересного и полезного!

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4
  • Регистрация: 26.11.2013
  • Из: Саянск, Иркутская область
  • Номер участника: 146996
Предупреждение

Большое спасибо авторам и ведущим курса за отличный подбор материалов, рекомендаций по теме учебного исследования. В результате прохождения курса данная тема заинтересовала меня еще больше, поняла, что еще многое предстоит осмыслить и переосмыслить, многому научиться. Все предложенные материалы "сложила" в свою копилочку - буду активно использовать и набираться опыта. Ведь именно такой подход к обучению позволит сделать этот процесс интересным, а, главное, полезным для наших учеников (у большинства из которых на сегодняшний день полностью отсутствует мотивация к обучению). Но здесь очень важно - найти эти самые интересные проблемные вопросы на грани с реальной жизнью, с опытом учащихся (важно научиться их видеть и ставить). Поэтому, единственное, чего мне не хватило на курсе - познакомиться с грамотными разработками уроков, содержащих исследование, с опытом коллег (те, которые оценивала я, не вполне меня порадовали). Уважаемые авторы курса, Вы как-то в комментариях на форуме обмолвились, что сделаете их общедоступными rolleyes.gif Есть ли такая возможность сейчас? Очень благодарна Вам за обучение! Большое спасибо!


--------------------
С уважением, Т.В. Зыкова

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 127
  • Регистрация: 25.8.2010
  • Из: Псков
  • Номер участника: 86108
Предупреждение

Цитата(ztv-ztv @ 24.11.2015, 4:21)
Большое спасибо авторам и ведущим курса за отличный подбор материалов, рекомендаций по теме учебного исследования. В результате прохождения курса данная тема заинтересовала меня еще больше, поняла, что еще многое предстоит осмыслить и переосмыслить, многому научиться. Все предложенные материалы "сложила" в свою копилочку - буду активно использовать и набираться опыта. Ведь именно такой подход к обучению позволит сделать этот процесс интересным, а, главное, полезным для наших учеников (у большинства из которых на сегодняшний день полностью отсутствует мотивация к обучению). Но здесь очень важно - найти эти самые интересные проблемные вопросы на грани с реальной жизнью, с опытом учащихся (важно научиться их видеть и ставить). Поэтому, единственное, чего мне не хватило на курсе - познакомиться с грамотными разработками уроков, содержащих исследование, с опытом коллег (те, которые оценивала я, не вполне меня порадовали). Уважаемые авторы курса, Вы как-то в комментариях на форуме обмолвились, что сделаете их общедоступными rolleyes.gif Есть ли такая возможность сейчас? Очень благодарна Вам за обучение! Большое спасибо!


Да, спасибо за вопрос , мы обрабатываем сценарии и описания занятий с элементами исследования и планируем показать лучшие.


--------------------
Урсова Ольга, г. Псков

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 8
  • Регистрация: 19.10.2012
  • Номер участника: 122106
Предупреждение

Материалы курса помогли понять особенности организации исследовательской деятельности в начальной школе. Теоретический материал представлен понятно, он очень полезен и актуален. Сценарий урочного занятия, очень интересная форма. Спасибо организаторам.

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 48
  • Регистрация: 22.3.2015
  • Номер участника: 172116
Предупреждение

Хочу поделиться мнением, материал курса очень обширный, для новичка это сложно, а время на "переваривание" материала мало! Есть и с чем сравнивать ! Курс содержит методику, примеры, практические задания! Ощущения в период освоения курса самые благожелательные, это те курсы, когда не смотря на трудности, получаешь удовлетворение!Получила для себя ответы на давно возникшие вопросы, теперь знаю , что ТОРМОЗ был в нас самих, недостаток знаний порождает неудовлетворенность и выгорание! А полученные знания позволили сделать вывод : Учитель готов выполнять свои функции если идет в ногу со временем, а лучше впереди и владеет приемами ИКТ, методики(педагогики), психологии, а для НПО-СПО-ВПО + профессиональные компетенции

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 0
  • Регистрация: 22.10.2015
  • Номер участника: 177707
Предупреждение

Спасибо руководителям и организаторам курса за представленную информацию и возможность пополнить наш профессиональный опыт!
курс очень нужный, интересный и важный!





Статьи по этой теме

« Июль 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

0 пользователей просматривает
0 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх