Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Почему нам трудно разрабатывать проекты?

Мы все имеем некоторые знания и представления о том, что такое проект, проектная задача, учебный проект, сетевой проект, социальный проект и т.д. При этом у нас все равно постоянно возникают вопросы, связанные с тем, можно ли специальным образом организованную деятельность учеников назвать проектом или нет. Даже после успешного прохождения основного курса программы Intel "Обучение для будущего" и тренингов из серии "Элементы", учителям нелегко дается решение начать со школьниками реализацию разработанного проекта. Мы довольно часто слышим от коллег, экспертов, ученых - "это не проект!" или "проекты в начальной школе еще рано проводить, можно только проектные задачи". В связи с этим очень хочется помочь педагогам не растеряться в разнообразии позиций и мнений, а спокойно и умело организовывать деятельность учеников. Именно для этой цели был затеян очередной проектный инкубатор для учителей начальной школы.



Изменения в системе образования, связанные с естественным развитием общества, подкрепляются государственной политикой. Это отражается в нормативно-правовых документах (например, ФГОС и ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") и многочисленных методических пособиях по ФГОС. Мы с этими материалами знакомимся, мы их штудируем, мы их анализируем, мы стараемся корректировать свою педагогическую практику.

Хорошо ли от этого становится нашим ученикам? Как воспитать самостоятельных, размышляющих, умеющих создавать что-то полезное ребят? Как помочь им стать успешными?

Для размышления приведу две цитаты (пишу своими словами, сохраняя анонимность героев):
Цитата
1. Высказывание родителя, который побывал на родительском собрании в начальной школе:
"Учитель - одна из лучших в школе, мы проходили конкурс, чтобы именно к ней попасть. Современная, владеет терминологией ФГОС, проводит собрание с использованием интерактивной доски. Говорит о портфолио достижений. Мол, дети неаккуратно сами в файлики вставляют работы, я сама портфолио оформила. Говорит о проектах. мол, нужно найти информацию о каком-нибудь ветеране в Интернете, красиво оформить (красиво в ее понимании - значит распечатать, украсить, "заламинировать") и сдать. Какие тут ФГОС? А как же портфолио как инструмент формирующего оценивания для самого ребенка, это его достижения, он сам должен сравнивать себя с самим прежним... Ребенок не найдет сам информацию в интернете и не оформит так "проект". Вместо этого лучше бы задали провести беседу с родственниками и своим языком написать маленькую семейную военную историю про дедушку или прадедушку, например. И это - один из самых лучших учителей..."

Цитата
2. Высказывание руководителя образовательной организации:
"Если честно, учителю иногда проще просто задать проект на дом. Возможные темы проектов приведены в Примерных программах по учебным предметам. Учитель выбирает практико-ориентированный индивидуальный проект и всем его задает на дом в качестве домашнего задания, например, сделать книгу своими руками про логические игры. И родители дома делают - кто как может, а дети приносят в класс".


Почему так происходит? Возможно, в том числе и потому, что в методических пособиях и нормативных документах много общих слов, но не вполне достаточно практико-ориентированных разработок, которые можно пускать в действие. Неравнодушные и творческие учителя (такие, как вы) тратят очень много времени на разработку собственных проектов, не все это могут сделать самостоятельно.
Задумывая этот инкубатор, очень хотелось результаты нашей работы сделать полезными для многих учителей начальных классов. Чтобы у тех, кто еще не пробовал проводить проекты, был набор качественных материалов, с которыми можно легко провести проект, не тратя время на разработку.

В "Примерной основной образовательной программе для начальной школы" указывается, что проекты должны быть элементарными. Какими проекты должны быть по продолжительности? Для младших школьников это 2-4 урока (1 - 2 недели). И с минимальными по объему домашними заданиями. Если проект требует бОльшего количества времени, значит его надо разделить на несколько проектов или упростить.

В рамках программы Intel "Обучение для будущего" педагоги в основном ориентировались на разработку проектов, которые носят исследовательский характер. Речь идет об организации проектно-исследовательской деятельности, в которой, как говорит А.В. Леонтович, учитель - проектирует, а ученики - исследуют объекты, явления, процессы на доступном им уровне. Следует отметить, что есть и другие подходы. Так, Катерина Николаевна Поливанова в своей книге "Проектная деятельность школьников: пособие для учителей" (М.: Просвещение, 2011. 192 стр.) пишет:
Цитата
Проектная деятельность позволяет сделать шаг в этом направлении (развитии школьников), но только один из многих необходимых. Потому что существуют и другие виды деятельности, которых сегодня тоже нет в школе. Это, например, научно­-ис­следовательская деятельность как иной вид деятельности, ориентированный на другие типы результатов. В ней фор­мируются именно исследовательские навыки ­анализа, сравнения и сопоставления, формулирования гипотез и т. д. Сегодня о научно-­исследовательской деятельности, или просто исследовательской, говорят, смешивая ее с проектной, но это некорректно, поскольку исследование на выходе имеет новое знание, а проектная деятельность – продукт, направленный на изменение реальной ситуации, пусть и виртуальной. К слову сказать, и термин «проектная деятельность» не вполне корректен применительно к деятельности школьников (стр. 17).


Цитата
Проектирование (проектная деятельность) ­ это обязательно практическая деятельность. Она гораздо в меньшей степени регламентируется педагогом, т. е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превра­щаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства, причем решение поставленной задачи может быть более или менее удачным, т. е. средства могут быть более или менее адекватными. Но мерилом успешности проекта является его продукт (стр.19).


Мне кажется, что учителя довольно часто пытаются "охватить необъятное" и реализовать слишком глобальные по срокам и трудозатратам проекты, взваливая тяжелую ношу на себя, своих учеников и их родителей. Такие проекты могут длиться 2-3 месяца, а то и полгода, год. Ученики теряют интерес и быстро устают. Особенно это касается младших школьников, которых часто озадачивают трудоемкими домашними заданиями по проекту, при этом чаще всего родители поздними вечерами выполняют эти задания. Учителю очень важно встать на позицию детей и увидеть, действительно ли им будет интересно в проекте, действительно ли они смогут сами сделать продукт проекта?

Участники проектного инкубатора выбрали несколько тем проектов из программы, результаты выбора можно увидеть в тематической матрице проектов



Во время работы инкубатора каждый эксперт пристально рассматривал тот проект (или проекты), который он курирует. Основной акцент был сделан на:
  • продукт проекта (если просто презентация - не совсем подходит, надо стремиться к конкретике)
  • самостоятельную деятельность детей по решению проблемы и созданию продукта (пусть максимально делают все сами)
  • детальное планирование занятий (уроков) - для того, чтобы другим педагогам было предельно ясно как провести такой проект
  • дидактические материалы в виде раздаточного материала (или в печатном виде, или в электронном) должны напоминать рабочую тетрадь для ребят по проекту и по своей сути направлять их деятельность, быть опорой и поддержкой.

Не все сценарии представлены в завершенном виде, они требуют серьезной доработки. Так, часть педагогов представили подробный конспект занятий, но не выделили приемы организации проектной деятельности. Некоторые не представили систему дидактических материалов, не указали четко продукт, не смогли учесть возраст детей для самостоятельного создания продукта.

Разрабатывать проекты "под ключ" трудно. Но продолжать этим заниматься важно и нужно. Работа инкубатора и параллельно проводимого курса "Проектные задачи в начальной школе" позволила пополнить «копилку» методического опыта и составить несколько хороших сценариев проектов и проектных задач для начальной школы. Это может стать поддержкой для учителей, особенно для молодых педагогов. Кроме того, база проектов и проектных задач может стать основой для создания вторичного контента и экспертной работы по отбору и корректировке наиболее качественных разработок.

Еще один важный момент связан с тем, что важно развивать научно-техническую направленность проектов для школьников. При выборе тем проектов многие учителя "уходят" в гуманитарную плоскость, в то время как именно инженерное мышление - в фокусе "Образовательной Галактики Intel". Так, в нашем инкубаторе был замысел сделать сценарий проекта "Термометры", но он до конца не осуществился.

В связи с этим, я хочу еще раз обратить внимание на Проект "Машина Голдберга" (см. описание в середине статьи). Он краткосрочный, точно интересен для детей. И полезен, так как развивает навыки технического творчества. Удачен прием показа видеоролика на этапе мотивации, этот ролик невозможно не досмотреть до конца и самому хочется создать такую машину. Дети действительно руками сами делали свой проект и с помощью планшетов фиксировали процесс, чтобы увидеть ошибки и скорректировать свои действия. У детей были рабочие тетради, в которые они вносили сами пометки, работая в проекте. Это настоящий проект, жаль, что его не разглядели учителя.

Разрабатывая проекты, учителя почему-то думают, что их идеи обязательно будут интересны детям, но это не всегда так. Увлечь ребят с помощью интересных ситуаций, постановки интересных и значимых для них вопросов, поставить посильных для самостоятельного выполнения задачи, которые могут достаточно быстро привести к результату и получению продукта проекта, создать ситуацию успеха и творческую атмосферу во время реализации и представления проектов - ведь это именно то, к этому нужно стремиться.

Не могу не привести "антипример" задания для учеников 4 класса. Учитель предлагает четвероклассникам следующий текст из так называемой "Тетради исследователя":
Цитата
"Как правило, наличие противоречий приводит к появлению проблемы, что является несомненным показателем актуальности данной области исследования. Разрешение этих противоречий должно быть связано с практической необходимостью. Это значит, что обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представлять, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы. Как правило, следует формулировать тему исследования из трёх частей: последняя треть – объект исследования, вторая треть – предмет исследования, первая треть – цель или проблема."
И так далее, вся тетрадь исследователя явно рассчитана на учеников старшего школьного возраста. Но это не смущает учителя, он нашел тетрадь исследователя в сети и хочет применить ее как основу для проектной работы десятилетнего ребенка. На мой взгляд, такому учителю, который не может самостоятельно разработать учебные задания в соответствии с возрастом школьника, нужно предоставлять готовые качественные материалы, которые адаптированы под возраст школьников и прошли экспертизу.

Среди созданных во время "Весенних интернет-каникул-2015" сценариев проектов и проектных задач, можно выделить несколько разработок, которые могли бы стать опорой для других учителей:
Словарь путешественника
Что значат наши имена
Птицы нашего края
Создание собственных сказок
Памятники моего города
Математика в квартире
Охлажденное лакомство

Еще одно очень интересное, на мой взгляд, наблюдение. В начале проектного инкубатора участники и эксперты заполняли по одному слайду общей презентации, что-то вроде визитки с краткой информацией о себе. Нужно было, в том числе, указать "Мой школьный проект (если он был или было что-то похожее на проект, когда вы учились в школе)". Представляете, более половины участников написали, что в их школьные годы не было проектов. А как же поделки, гербарии, скворечники, стенгазеты, сценки, постановки и т.п.? Я помню, что делала фотоальбом о домашних животных, его нужно было принести к 1 сентября. Я училась в 6 классе, это было в 1980 году. За 2 дня до 1 сентября мы с папой специально ездили на окраину города в совхоз, ходили на свиноферму, в птичий двор и т.п., всех животных фотографировали, потом всю ночь проявляли фотографии. Фото получились не очень отчетливые, бледные, но я их наклеила в альбом, все подписала (в задании было - указать пользу, которую животные приносят) и пошла 1 сентября со своим проектом в портфеле. Мне эта работа очень запомнилась.

Дорогие коллеги! А какой проект делали вы, когда учились в школе? Что вам запомнилось больше всего?
Как вы думаете, почему педагогам сложно разрабатывать проекты? Может быть и сама постановка вопроса не совсем точна, ведь проект школьники выполняют самостоятельно. Почему учителям сложно организовать проектную деятельность - полезную и интересную?

Теги к этой записи:

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Эксперт портала
  • Сообщений: 3102
  • Регистрация: 25.9.2012
  • Из: Воронеж
  • Номер участника: 119277
Предупреждение

Почему нам сложно разрабатывать проекты?
Всё просто! Потому что очень многие материалы для учителя (это относится не только к проектной деятельности, это стиль многих методических материалов вообще, даже на курсах повышения квалификации) написаны таким книжно-учёным языком, что для нас понять суть - то же, что четверокласснику разобраться с тетрадью исследователя в приведенном примере. sad.gif

Спасибо, что вы даете нам увидеть проект глазами ученика, потрогать руками, проникнуться идеей, "повариться" в проектной среде...
Только так и можно освоить эту премудрость.

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 673
  • Регистрация: 9.3.2014
  • Из: Саратов
  • Номер участника: 149283
Предупреждение

У нашего творческого учителя всегда много идей. А перейти от идеи к цели - дистанция, увы, в большинстве случаев, непреодолимая.
Учителю трудно сформулировать цель, содержащую конкретный результат. Многие мероприятия -уроки, внеклассные занятия, акции, проекты и т.п., скорее, нацелены не на результат, а на процесс -яркий, фееричный, со множеством задействованных ресурсов (сервисы, компьютеры, интерактивные доски, презентации, анимации, песни и пляски, индивидуальные выступления, одновременно групповая работа, один у доски, другой, уткнувшись в тетрадь). Всего много, а результат, практический результат - что умею - НУЛЬ?!

Сообщение отредактировал Олеся Неревяткина - 20.4.2015, 22:09


--------------------
Неревяткина Олеся Александровна

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 4
  • Регистрация: 27.7.2012
  • Номер участника: 117036
Предупреждение

В продолжении поста Е.Пономарёвой также замечу, что такие "инкубаторы" несомненно нужны педагогам, где всё изложено доступным и грамотным, в меру научным языком. И то, что не все педагоги завершили свою работу, наверняка не связано с организацией обучения на сайте. По своим знакомым учителям нач. школы могу предположить, что им не хватает времени и ИКТ-компетентности.
Мне понравилось, что работа началась с изучения нормативных документов. Из Примерной программы можно почерпнуть много полезной информации по проектной деятельности и учителя должны уметь работать с этими документами.
Кстати, я была в числе написавших об отсутствии проектной деятельности в годы учёбы. Но эта мысль засела в моей голове и периодически теперь всплывают события из школьной жизни, которые вполне подходят под понятие проектной деятельности smile.gif Я вспомнила, например, что у нас было виртуальное путешествие в Москву и я вела "бортовой журнал". Другие дети собирали сведения о достопримечательностях Москвы и оформляли всё это на ватманах...
Наверняка у участников курса после обучения будут периодически всплывать мысли "а ведь это можно было сделать так..." И это хорошо, главное - начать работать в правильном направлении... rolleyes.gif


--------------------
Бем Наталья Александровна

Пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 17
  • Регистрация: 21.3.2011
  • Из: г. Псков
  • Номер участника: 96136
Предупреждение

Цитата
Почему учителям сложно организовать проектную деятельность - полезную и интересную?


Хочу поделиться своим опытом и наблюдениями, как учитель начальных классов и как заместитель директора по УВР, который курирует начальную школу.
Есть целый ряд, на мой взгляд, причин по которым, проектная деятельность, с одной стороны, набирает обороты, а с другой, не реализует цель и задачи, которые прописаны в документах, конкретно в Примерных программа по учебным предметам. Начальная школа с. 294 Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся, где чётко сказано, что Цель работы над проектами в начальной школе «Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся». Здесь же коротко, но понятно изложена технология организации проектной деятельности, даны примерные темы проектов по каждому предмету начальной школы с рекомендациями.
Итак, причины (о присутствующих речь не идёт), они общеизвестны:
1. Личностные проблемы: психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.; - дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;- организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы;- профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций;
2. Малоэффективное использование средств, ресурсов вследствие недостаточной технической грамотности.
3. Большая нагрузка, недостаточность времени. Хотя, оговорюсь, очень много педагогов, при равных условиях, успешно организуют проектную деятельность с учащимися.
Участие в работе Проектного инкубатора, анализ материалов, которые представляли коллеги (хвала им за то, что пошли совершенствовать свои знания и умения в данном вопросе и дошли до конца), выявил ряд частных трудностей и проблем:
1. Неумение формулировать проблемные вопросы (Не умею сам, как научить других?)
2. Организуя проектную деятельность, мало кто из учителей, учил, как это делать, а просто выстраивали задания для детей. Например «наблюдать», а как это делать, кто научил?
4. Временные рамки проектов не всегда оправданы и не соотносятся с тем количеством заданий, которые предусмотрены.
5. Как ни странно, но в некоторых работах, учителя явно не учитывали возрастные особенности детей начальной школы. Разве может первоклассник, в январе месяце (ещё идёт период обучения грамоте) сделать такой продукт, как буклет. Много проектов предполагает создание презентаций (а кто детей обучал создавать презентации?) и т.д.
Нужно помнить, что проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций в начальной школе имеет свои особенности. Вот некоторые из них:
1). Учащиеся начальной школы, имеющие возрастную категорию 7-8 лет, слишком малы для проектирования в полном смысле этого слова, поэтому возможно в системе уроков организовывать только элементы проектной деятельности, а вот в 9-10 лет – уже можно переходить к созданию самостоятельных проектов.
2). Учитель должен руководить и направлять учащихся в процессе работы над проектом, не возлагая ответственность за эту работу на родителей.
3). Темы, предлагаемые в качестве «проектных» должны быть посильны пониманию младших школьников (отличаться несложностью, простотой – 1-2 классы, 3-4 классы – выбор темы зависит от желания учащихся, их мотивации).
4). Проект должен быть рассчитан на несколько минут, часов, на день (создание в основном мини-проектов) – 1-2 классы, 3-4 классы – проект может быть долгосрочным).

Здесь должно быть продолжение…..



--------------------
С уважением, Чернушевич Надежда Валентиновна.
"Уча, учись"

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 1
  • Регистрация: 30.6.2012
  • Из: Владивосток, Приморский край
  • Номер участника: 116838
Предупреждение

Нужно ли использовать технологию интернет-проект в начальной школе?
Информационные технологии разделили обучение на две сферы: естественную и информационно-электронную. Они взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга по эффекту сообщающихся сосудов. События и изменения в одной из них уравновешиваются информационным влиянием на другую. Учащиеся начальной школы находятся в настоящем. Интерес к настоящему у них специфичен. Им важно знать, прежде всего, о себе и своих друзьях, об окружении, о природе и т.д. У них рождаются множество вопросов - Почему? Интернет-проект позволяет соединить эти две среды. Проверить гипотезу путем эксперимента и представить с использованием интернет-сервисов.
Учащийся начальной школы с первого класса должен иметь актуальную сферу самореализации, попробовать себя в роли лидера и исполнителя, привыкнуть к дисциплине и ответственности, научиться взаимодействовать с различными людьми. Все это происходит в классном и школьном коллективе, а затем и в социуме. Информационное пространство является продолжением, усилением личностного и группового пространства, позволяет приобретать опыт коллективных взаимоотношений с учащимися группы и классом. Поэтому проектная технология позволяет не только создать образовательную среду с помощью электронных ресурсов, но и среду для проявления и развития творческого начала учащихся начальных классов.

Новичок

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 3
  • Регистрация: 13.6.2013
  • Из: г. Новокузнецк
  • Номер участника: 132396
Предупреждение

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, но и привить две группы новых умений.
Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска и анализа информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
В настоящее время современный образовательный процесс все больше связан с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний, развитию у них творческих способностей. Это диктует необходимость работы с информацией, самостоятельно реализуемой ими в виде творческой образовательной продукции. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий и исследовательской деятельности в обучении младших школьников.
Проект – одна из форм исследовательской работы. К современным детям поступает огромное количество информации. Обилие этой информации само по себе не приводит к системности знаний. Необходимо научить младших школьников отбирать нужное: находить связи, ранжировать, структурировать информацию, выделять главное. Наша задача научить их этому.
Мы должны создать условия для:
• формирования у детей информационной компетентности;
• формирования у ребят коммуникативной компетентности.
Надо учить:
• не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике;
• формировать вопросы для общения и поиска информации.
Для успешной реализации этих задач необходимо вовлекать учащихся в проектную деятельность. Участие в проектной деятельности – сложный труд для ученика, но интересный и захватывающий. Проект подразумевает самостоятельную деятельность ученика, однако задача взрослых участников – знать суть этой проектной деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, содействовать, направлять, советовать, помогать в решении сложных вопросов.
Но все мы понимаем, что у учителя, кроме обучения учеников,есть еще и очень много бумажной работы. По этому, многие учителя относятся к проектам как к тяжелой работе. И не сильно стремятся включаться в этот процесс.

Статьи по этой теме

« Июнь 2017 »
ВПВСЧПС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Последние записи

Мои ссылки в блоге

Последние комментарии

Мое изображение

1 пользователей просматривает
1 гостей
0 участников
0 анонимных участников

Категории

Поиск в блоге


Наверх