Образовательная галактика Intel®

Блог Участника

Запись блога

Соответствует ли модель мобильного обучения 1 ученик: 1 компьютер требованиям ФГОС?

Ситуация по использованию модели мобильного обучения "1 ученик: 1 компьютер" в условиях реализации ФГОС, вызывает много споров. И первым аргументом противников является вопрос: «А вы СанПИН читали? 6 квадратных метров на компьютер, о каком мобильном обучении может идти речь?». Очевидно, что это весомый аргумент для тех, кто мыслит, во-первых, категориями класса, и убрать стены, выйти на улицу, рассмотреть его возможности в дистанционном обучении и дома, даже не пытается, а во-вторых, не разбирался с вопросами куда относятся мобильные устройства и попадают ли они под существующие нормы СанПИН.

Давайте попробуем взглянуть на этот вопрос с другого ракурса, и найдем всего несколько точек пересечения с нашим образовательными стандартами.

Начнем с определения. Кажется подобное определение уже набило оскомину, но на мой взгляд, по-другому никак нельзя объяснить сущность модели мобильного обучения:
Цитата
Модель мобильного обучения «1 ученик : 1 компьютер» - это ситуация обучения, в которой основным инструментом обучения школьника является компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов.


А теперь перечитаем требования ФГОС.
Цитата
«Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения». (Кондаков А.М.)


Инструмент обучения, ИОС и информационно-образовательные ресурсы - нам ни о чем это не говорит?

Двигаемся дальше.
Позиция 1. Условия оснащения учебного процесса согласно требованиям ФГОС
Цитата
Необходимость формирования навыков выполнения универсальных учебных действий в области ИКТ требует наличия технических и программных средств обучения (ПК и периферийное оборудование, программные средства обработки текста, графики, звука, видеоизображений, анимации, среды моделирования, комплексы ЭОР, доступ в Интернет, ИОС).
Для достижения предметных результатов по информатике также требуется специфическое оборудование и ПО (программно-управляемые исполнители или конструкторы, среды алгоритмизации и программирования, среды 3D-моделирования и др.).


Цитата
«Что дают образованию новые технологии? Стремительный рост информационно-ресурсной базы, свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам, дистанционность, мобильность, возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ, интерактивность, возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений» ( А.М. Кондаков)


Вполне очевидно, что мобильное обучение «1 ученик: 1 компьютер» может обеспечить все вышеперечисленное.
И вот тут условия оснащения учебного процесса вступают в противоречие с СанПИН. Но если почитать эти условия дальше, то выдвигаются такие требования к помещениям и пространствам, которые не в каждой школе и найдутся. Но никто реализации ФГОС пока не отменял.

Вывод 1. Модель мобильного обучения 1 ученик-1 компьютер обеспечивает основные условия реализации ФГОС.


Позиция 2 . Системно деятельностный подход

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
В мобильном обучении мы это можем наблюдать через :
  • Проектную работу, где ученики осуществляют поиск, наблюдение, сбор, обработка готовых информационных объектов и создают свои собственные с помощью инструментов и средств ИКТ.
  • Иследования процессов с использованием инструментов и средств ИКТ.
  • Практикумы в компьютерных лабораториях.
  • Индивидуальные или групповые выступления: презентации с помощью ИКТ.
  • Использование мобильных устройств и ИКТ инструментов в образовании вне стен классной комнаты: в музее, парке, библиотеке и пр.

Формируя УУД, обеспечить результативность обучения мы можем не только научив детей ориентироваться в широком спектре ИКТ инструментов и технологий, использовать их, но, самое главное, сформировать способность их грамотно применять.
Наличие мобильного устройства позволяет использовать его повсеместно и всегда, осваивая различные инструменты для различных видов деятельности, и не секрет, что дети это делают подчас лучше учителей.

Вывод 2. Модель мобильного обучения предоставляет широкие возможности для организации системно-деятльностного подхода. Доступ к мобильному устройству позволяет ученикам осваивать ИКТ инструменты и использовать их для формирования УУД постоянно, увеличивая эффективность их использования в открытой образовательной среде.

Позиция 3. Информационно-образовательная среда школы

Цитата
«Системно-структурная организация ИОС проявляется в том, что она представляет собой совокупность взаимодействующих систем (подсистем):
- Информационных образовательных ресурсов.
- Компьютерных средств обучения.
- Современных средств коммуникации.
- Педагогических технологий». (А.М)Кондаков


Модель мобильного обучения позволяет организовать доступ всех участников образовательного процесса к ресурсам школы, класса, семьи и пр. Думаю, что перечень возможностей всех участников образовательного процесса в ИОС школы при использовании модели мобильного обучения впечатляет:
  • Ведение электронного журнала.
  • Наличие электронной учительской.
  • Доступ родителей в ИОС и возможность участия в жизни школы (класса).
  • Возможность доступа к урокам в школе и дома, очно и дистанционно.
  • Наличие в ИОС школы электронных УМК, электронных учебников, ЭОР по различным предметам.
  • Электронное портфолио ученика (электронный дневник, портфель достижений, карта здоровья и др.).
  • Возможности для смешанного обучения.
  • Возможности тестирования.
  • Открытое сообщество школы и пр. и пр.

Перечислять можно долго, но все эти возможности реализуемы в среде мобильного обучения, и не только с точки зрения потребления контента, а и участия в его создании.

Ну, а если заглянуть в разные учебники, то примеры приведенных ниже заданий, говорят сами за себя:
Математика: Формирование … умения выбирать способ представления данных … с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
Технология: Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания.
Изобразительное искусство: Приобретение опыта работы … в специфических формах художественной деятельности, в том числе, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация).
История: Развитие умений искать… в различных источниках… информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
География: Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Обществознание: Освоение приемов работы с социально-значимой информацией;
и т.д. и т.п.


Как ребенку все эти задания сделать в компьютерном классе, в который он приходит, возможно, один раз в неделю на урок информатики? Без доступа к мобильным средствам обучения никак не обойтись.

Вывод 3. Модель мобильного обучения обеспечивает возможности для развития ИОС школы и ее интеграции в открытое образовательное пространство района, региона и т.д.


По сути свое внедрение модели мобильного обучения 1:1 – условие для реализации ФГОС. Можно и поспорить, ссылаясь на 6 квадратных метров. Но жизнь идет вперед, опоздаем сейчас, все равно ученики там окажутся раньше нас)). Главное увидеть, куда нужно двигаться и смело идти вперед.) Есть ли смысл сопротивляться, может попробовать?

Комментарии

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 86
  • Регистрация: 27.11.2010
  • Из: Санкт-Петербург
  • Номер участника: 93860
Предупреждение

Очень грамотная и правильная статья.
Спасибо, Марина, все по полочкам разложили.
Но кого тут надо агитировать, что модель 1:1, мобильное обучение и другие способы интенсификации процесса обучения - это именно необходимое условие нового ФГОСа? Нас, учителей, что ли?
Беда же в ином. И говорить нужно об ином. Мы можем сколь угодно много говорить о пользе, но на все эти слова ответ один - в виде охранительной бумаги СанПиНа. Формально эти ваши технологии нарушают СанПин? Да. А именно СанПиН стоит на страже интересов, здоровья ребенка. Это точка зрения чиновников.
Чтобы спорить с ней, бесполезно говорить о полезности. Нужно говорить о безвредности. И то - нет в СанПиНе понятий мобильных средств обучения, нет, насколько я помню даже ноутбуков. Максимум, что появилось в 2003 году - это понятие "плоских дискретных экранов" -и за то, спасибо, теперь не нужно возле них измерять "мягкое рентгеновское излучение".
Но это я ёрничаю - а по сути Закон (а СанПин имеет статус закона) распространяется "устройства отображения информации (видеодисплейные терминалы (ВДТ) всех типов) и игровые комплексы на базе ПЭВМ".
Вы будете смеяться, но ваш телефон (смартфон) формально попадает под все условия СанПина, и если Вы захотите его использовать на уроке - то Ваше рабочее место должно соответствовать: у Вас должен быть и стол шириной 1200 мм, и стул с регулируемой высотой. А уж фраза "Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана, и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать ± 5°, допустимое ± 10°" в случае использования смартфона вообще вызывает гомерический хохот.

Отвлекаясь от ворчания, попробую сформулировать главное.
Если мы действительно уверены, что мобильные средства обучения - это необходимые средства реализации ФГОС - нужно последовательно добиваться пересмотра СанПИНа. Ведь вносили в него изменения - и в 2003, и в 2007 году.
Нонсенс, когда нормы безопасности для использования современных мобильных устройств (к примеру, ноутбучков ClassMate) рассчитываются по тем же критериям, что и для монструозных "ПЭВМ с видеосиплейными терминалами" 80-90-х годов (все цифры в СанПиНе остались на уровне как минимум 1996 года - но в нормативе явные следы и более древних норм).
Нужно последовательно говорить о том, что СанПин в его нынешнем виде устарел и, по сути, является нонсенсом.
Но это - очень слабая позиция. Потому что в этом случае чиновник стоит на страже здоровья ребенка, а мы - наоборот.

Нужны исследования, гласность и попытки предметного разговора не только на уровне МОН, но и с Роспотребнадзором.
Что касается исследований - то, думаю, что Интелу тут все карты в руки. Потому что зарежет Роспотребнадзор использование всей его мобильной техники в школах, как пить дать зарежет, как только появится такое желание. Поскольку - не соответствует. Точка.

Что же касается ФГОСов, то тут тоже не все так просто.

Вот в заключении - вчерашнее интервью А. Фурсенко. Много правильных слов про дистанционное обучение, про новые форматы. А в заключение вдруг:
Цитата
А. ФУРСЕНКО: Возвращаясь к образованию. Есть страх какого-то очень эффективного, очень интенсивного метода обучения, который будет напоминать допинг и не учитывает реальные возможности адаптации для человека. Все говорят, что возможности мозга человека безграничны или мы еще очень далеки от границ. Но ведь собственные физиологические возможности тоже считались очень широкими. Мы знаем, что они очень большие. Однако мы опасаемся, что где-то мы перейдем опасную эту черту и сломаем организм. Мы должны точно так же, осторожно, с опасением думать и об интеллектуальных возможностях.


Вот вам и приплыли. ФГОС-то реализовывайте, но опасную черту не переходите. А перейдете - отвечать будете. По закону.


--------------------
Не волнуйтесь, я вам все объясню - http://shperk.ru

Активный пользователь

  • Группа: Пользователи
  • Сообщений: 35
  • Регистрация: 23.3.2013
  • Из: c. Одесское
  • Номер участника: 128172
Предупреждение

Большое спасибо за размышления на эту тему. Наша школа второй год работает по ФГОСам в основной школе. Нас больше волнует отсутствие необходимого технического оснащения, которого требуют новые стандарты. Нам очень далеко до модели мобильного обучения: 1 ученик: 1 компьютер. У меня, например, в кабинете истории вообще один компьютер (модель 1 учитель: 1 компьютер). Интернет только в кабинете информатики. А для того, чтобы идти в ногу со временем, всегда иметь возможность выхода в Интернет, ношу свой собственный мобильный модем. Чаще использую его для работы с Дневник.ру, иногда для работы с учениками над телекоммуникационным проектом. Над проектами больше работаем с ребятами дома.


--------------------
Ирина Бородавкина

Мое изображение

Статьи по этой теме

Мои ссылки в блоге

Поиск в блоге


Наверх