Образовательная галактика Intel®

Учитель — Родителю

Образовательные, развивающие и творческие маршруты для учеников с 1 по 11 классы и их родителей
Космические вечера...

Для пап, любящих своих сыновей... И не только...
Автор идеи: Калинкина Марина Викторовна, г. Самара
Возраст: 10 – 13 лет

Уважаемые родители!

Современным мальчишкам не хватает «мужских знаний», мужского общения, «мужской мечты»... Именно поэтому мы адресуем это маршрут папам, любящим своих сыновей! Но воспользоваться материалами могут, конечно, и мамы, и дедушки, и бабушки, желающие исследовать космос вместе со своими детьми!

Готовимся к встрече с космосом...

Уважаемые родители! Кто из мальчишек вашего поколения и старше не мечтал стать космонавтом? Сегодня, к сожалению, таких ребят становится все меньше... Может, это наша вина, взрослых? Обсудите со своими детьми, чем может привлекать эта профессия? Вспомните в диалоге с детьми и свои личные детские впечатления.

Предполагаемые ответы: мужская профессия, безграничный простор для исследований, работа для сильных и отважных, профессия необычная (редкая!), таинственная и т.д.

Обсудите, почему космос называют «таинственным»? Что мы о нем знаем? Инициируйте обсуждение: «А какой он – космос?», «Кто был первым в космосе?», «А могут ли дети полететь в космос?» и т.п. На эти и другие вопросы нам поможет ответить наш образовательный маршрут. Устроим «Космические вечера»!

Вечер первый. В полет отправляются Белка и Стрелка...

Начните этот вечер с беседы о том, что в начале освоения космоса слишком велик был риск для человеческой жизни. Поэтому в пробные полеты вместо человека отправлялись собаки. Собака во многом помогает человеку с давних времён, именно поэтому она считается верным другом и помощником.

Старт пилотируемого собаками Белкой и Стрелкой корабля состоялся 19 августа 1960 года. Полёт продолжался более 25 часов, и за это время корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли.

Посмотрите вместе с детьми кадры документальной хроники, рассказывающие про легендарных «космонавтов»:

Обсудите с детьми вопросы:

  • Как же готовили собак для полёта?
  • Сколько лет прошло с этого знаменательного события? Чтобы понять, как давно это было, сравните с возрастом человека ;)
  • Сколько времени собаки были в космосе? и др.

После просмотра расскажите детям о дальнейшей жизни Белки и Стрелки. Об этом вы можете прочитать в сети Интернет. Это позволит вам расширить свой кругозор, поддержать интересный разговор с ребенком и, конечно, повысить свой авторитет! ;) Только не забывайте говорить о том, что об этих интересных фактах вы узнали, читая статьи в сети Интернет! Статьи с доступной для понимания детьми информацией, вы можете предложить им для самостоятельного чтения. Формируйте у ребенка отношение к сети как к уникальному источнику нового знания!

Обратите внимание на тот факт, что один из щенков Стрелки, родившихся после полёта, был подарен семье американского президента...

На основе впечатлений, полученных в этот первый космический вечер, предложите ребёнку нарисовать рисунок или комикс. Завершая вечер, обратите внимание на то, что именно полёт Белки и Стрелки стал очень важным, он доказал возможность полёта в космос человека!

Вечер второй. «Поехали!...» Юрий Гагарин – звёздный избранник

Это должен быть один из самых запоминающихся «космических вечеров». Ведь событие, которому вы посвятите этот вечер, стало знаковым для всех людей на планете Земля. Расскажите детям, что ежегодно 12 апреля в нашей стране отмечают День космонавтики. Почему именно в этот день? Ответить на это вопрос вам поможет видеофильм, созданный журналистами газеты «Комсомольская правда», в котором кандидат технических наук, доцент Московского авиационного института Владимир Зернов рассказывает о хронике первого полёта в космос, совершённого 12 апреля 1961 года Юрием Гагариным. Обратите внимание на то, что в фильме вы увидите Сергея Павловича Королёва, великого русского учёного и основоположника практической космонавтики.

Для совместного просмотра:

«Юрий Гагарин: хроника первого полета» (11 мин. 7 сек.)

После просмотра фильма предлагается обсудить, какими качествами обладал Юрий Гагарин и ради чего он стремился совершить первый полёт в космос?

А затем восстановите увиденную хронологию событий с помощью наводящих вопросов:

  • Что ел на завтрак первый космонавт перед полётом?
  • Где находился главный космодром?
  • Кто руководил полётами в космос?
  • Как назывался первый космический корабль?
  • Кто и как встретил на Земле первого космонавта после приземления? и др.

Ребята «переживут» этот день вместе с первым космонавтом планеты. Обратите внимание на легендарную фразу первого космонавта: «Поехали!...». Пусть это им запомнится на всю жизнь!

Вечер третий. Один на один со Вселенной.

Верите ли вы в приметы? Есть ли у вас семейные традиции? А космонавты верят и у них есть свои традиции и приметы... В конце этого «космического вечера» мы узнаем о них...

Итак, первый полёт человека в космос – событие уникальное! Но открытия продолжались... Предложите детям ответить на вопрос «Что стало следующим шагом в освоении космоса?» Конечно, первый выход человека в космос! Это знаковое событие состоялось 18 марта 1965 года.

Посмотрите вместе видеоролик, созданный телерадиостудией Федерального космического агентства, в котором главный герой события – космонавт Алексей Леонов – делится своими воспоминаниями. А командиром того знаменательного полёта был космонавт Павел Беляев.

Для совместного просмотра:

«Шаг во вселенную» (5 мин. 42 сек.)

Смотрите и обсуждайте ролик, не дожидаясь его окончания... Помните, что можно остановить просмотр и обсудить самые интересные места...

Во время и после просмотра попробуйте дать ответы на следующие вопросы:

  • С какими проблемами столкнулся Алексей Леонов, возвращаясь на корабль после 12-ти минут путешествия в открытом космосе? И какое решение он принял?
  • Какие поступки стоят за словами «взять ответственность на себя»?
  • Какую миссию доверили Алексею Леонову спустя 10 лет после первого полёта в космос и какое она имела историческое значение?

Подводя итоги, еще раз обратите внимание на мужество Алексея Леонова – первым шагнувшего во Вселенную... Неслучайно вошла в ход фраза «космонавты "леонят"», которая означает вне корабельную деятельность в полете...

Да, встреча с неизведанным миром космоса таит в себе много опасностей, и здесь важно быть подготовленным физически и быть крепким духом! И именно традиции укрепляют дух космонавтов перед самыми ответственными испытаниями. Предложите детям высказать предположение о том, зачем перед полетом космонавты срывают ветку полыни и кладут ее в бортовой журнал? Но космонавты верят и в приметы... Какие?...

Вечер четвёртый. В гостях на Международной космической станции (МКС)

Сегодня вокруг Земли вращается самый большой искусственный спутник – Международная космическая станция, её размеры можно сравнить с многоэтажным домом или футбольным стадионом. Со скоростью 28 тысяч километров в час МКС 16 раз в сутки огибает планету Земля. Космонавты говорят, что станцию можно разглядеть на безоблачном ночном небе невооружённым глазом. Совершите с детьми путешествие «на диване» в космос и посмотрите, как устроена МКС.

Для совместного просмотра:

«МКС: орбитальный дом» (12 мин. 4 сек.)

«Экскурсия по МКС» (6 мин. 30 сек.)

При просмотре видеороликов обратите внимание на то, что МКС имеет модульную структуру.

Вместе обсудите вопросы:

  • Какие преимущества модульного построения МКС?
  • Почему МКС называют «рукотворной звездой», «орбитальным домом»?
  • Космонавты каких стран работают на станции?
  • Как космонавты называют планетарий на станции и в какой части он находится?
  • Чем отличается космический велосипед от земного? и др.

Смотрите, уважаемые родители, вместе с детьми и не переставайте удивляться! Все, что мы видим, это результат работы тысяч людей! Сегодня мы можем утверждать: сбылась мечта человечества: мы покорили космос! Научите и вы своих детей мечтать, а мечты воплощать в жизнь!

Вечер пятый. Будни на МКС...

Продолжаем удивляться таинственному миру космоса вместе с российскими космонавтами... Теперь мы отправляемся на МКС, чтобы уточнить некоторые детали жизни космонавтов. И этот вечер проведем в режиме «вопрос – ответ». А помогут нам ролики, представленные телеканалом «Карусель»...

Вопрос 1. На земле нас постоянно окружают ароматы: цветов, свежей выпечки, душистого чая... А чем пахнет в космосе? И вообще, ощущают ли космонавты запахи на МКС?

Ответ (2 мин. 25 сек.)

Что советуем обсудить:

Познакомьте, пожалуйста, сначала детей с рассказчиком. Покажите, как сеть Интернет позволяет нам узнавать информацию об известных людях? Уточните «А где учился Сергей Ревин?».

Прочитайте вместе с детьми в сети Интернет его биографию. Оказывается, он учился в московской школе №763, потом окончил Московский институт электронной техники (МИЭТ) по специальности «Автоматика и электроника». Продолжительность полета составила 124 сут. 23 ч 51 мин 31 с.!, Сергей имеет 3 разряд по легкой атлетике, и у него есть сын Ярослав. Много еще чего интересного можно узнать в сети Интернет...

Обсудите с ребятами понятия: «отсек», «модуль», «искусственная вентиляция». Приучайте ребят останавливать просмотр ролика, если встречается новое для них слово! Помогите им смотреть ОСОЗНАННО! Попросите детей объяснить, почему запах помидора Сергей Ревин назвал «запахом Земли»?

Вопрос 2. Наживка, удочки и лодка. Рыбалка с папой – отличная идея для выходного дня! А если вы находитесь в космосе? Можно ли помочь рыбакам и оттуда увидеть рыбные места?

Ответ (1 мин. 43 сек.)

Что советуем обсудить:

  • Что такое планктон? Что означает «косяк рыб»?
  • Как соотносятся понятия «цвет» и «оттенок»? Обсудите примеры! Где мы встречаем «бирюзовый цвет? Какие цвета мы видим на Земле из космоса?
  • Где находится Южная Америка? А Тихий океан? Что такое Атлантика?

Вопрос 3. Хотелось ли вам ощутить себя настоящими космонавтами и попробовать настоящей космической еды? А можно ли приготовить космическую еду на Земле, и что вообще едят космонавты?

Ответ (4 мин. 11 сек.)

Что советуем обсудить:

  • В чем особенность космической пищи? Как звали первого космонавта, который пообедал в космосе?
  • Как заваривают чай на МКС? А как его удобнее всего пить?
  • Какой инструмент чаще всего использовали космонавты? (ножницы!)
  • Какое бы блюдо вы попросили вам приготовить, отправляясь в космос?

Вопрос 4. Воздух, которым мы дышим на Земле, состоит из множества компонентов, из различных газов. А из чего состоит «космический» воздух? Каков состав воздуха на орбите и похожа ли атмосфера на станции на земную?

Ответ (1 мин. 28 сек.)

Что советуем обсудить:

  • Познакомьте, пожалуйста, ребят с рассказчиком! Узнайте о хобби этого космонавта ;)
  • Обсудите, из каких газов состоит воздух, которым мы дышим. Что мы знаем про азот и кислород? А какие еще газы присутствуют в земном воздухе? а в «космическом»?
    Если вашим ребятам сложно понять тему «Состав воздуха», то рекомендуем посмотреть еще один ролик от канала Бибигон.
  • Что такое газоанализатор?
  • Как и в чем измеряется давление? Как называется прибор для независимого контроля давления?

Вечер шестой. Шаг в будущее!...

Не за горами тот день, когда полеты в космос станут делом таким же обычным, как и поездка в автобусе. А почему сейчас дети не становятся космонавтами? Давайте узнаем...

Для совместного просмотра:

Почему в космос летают только взрослые, и могут ли туда полететь дети? (40 сек.)

Люди каких профессий понадобятся в космосе через 10 –15 лет? (1 мин. 08 сек.)

Что советуем обсудить:

  • Что такое перегрузки и радиация?
  • Что нужно для того, чтобы стать космонавтом?
  • Какие знания и умения нужны космонавтам? А качества характера?
  • Как вы думаете, гордятся ли дети и родители космонавтов их подвигами?


Уважаемые родители!

Вы, наверняка, поняли, что тема покорения космоса человеком – очень интересная и безграничная, как сам космос! В сети Интернет очень много разной увлекательной информации. А космонавты проводят даже видеоуроки (27 мин. 55 сек.)!

Чтобы более подробно познакомиться с историей освоения космоса запланируйте посещение одного из ведущих российских музеев – мемориального музея космонавтики (г.Москва).

Предлагаем вам всегда «быть в курсе» космических событий вместе с видеоканалом телестудии Роскосмоса. И пусть ваши дети мечтают о космосе!