Образовательная галактика Intel®

Исследование результативности реализации модели «1 ученик: 1 компьютер»

Знаете ли вы, что внедрение современных технологий в школы стало одной из самых длительных и затратных образовательных инициатив? Но уже сейчас можно с уверенностью говорить, что использование этих технологических решений повлекло за собой кардинальные изменения в образовательном процессе.

Однако для того, чтобы массово внедрить ИКТ-технологии и получить полноценный эффект от использования компьютерной техники, важно создать образовательную среду, доступ к которой будут иметь все участники процесса. Важно не только оборудование, но и изменение образовательных практик учителя.

Пришло время новой образовательной реальности — модели «1 ученик: 1 компьютер». Это образовательная среда, в которой основным инструментом обучения школьника является компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов. Переход к ней требует построения комплексной информационной инфраструктуры образовательного учреждения, выстраивания системы мониторинга происходящих в школе изменений и деятельности по алгоритму внедрения данной модели.

Нельзя также забывать о том, что приоритетной составляющей изменений, происходящих в образовательном процессе, является обеспечение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), реализация которого органично вписывается в уроки с использованием модели «1 ученик: 1 компьютер».

Несмотря на растущий интерес к данной модели, одним из камней преткновения на пути к масштабному распространению её в школах является недостаток опыта, результатов внедрения и масштабных исследований, а также оценки эффектов такого внедрения на уровне отдельных школ, регионов, республик.

Не хватает фактов, свидетельствующих о том, что внедрение модели «1 ученик: 1 компьютер» приносит масштабируемые и устойчивые эффекты.

Корпорация Intel® в 2012–2013 годах на базе школ Республики Татарстан реализовала проект «Школы — центры компетенций образовательных программ Intel®» по внедрению современных образовательных технологий модели «1 ученик: 1 компьютер» в учебный процесс.

Предполагалось, что погружение школы в технологии модели «1 ученик: 1 компьютер» может принести большие эффекты, если внедрение будет идти на уровне ВСЕЙ школы и в нём будут задействованы ВСЕ участники образовательного процесса: ВЕСЬ коллектив педагогов и учащихся школы. Таким образом, при поддержке Министерства образования и науки Татарстана в пяти школах республики были созданы условия для апробации модели с перспективой оценки её эффективности.

Предоставление ученикам и учителям широкого доступа к системе электронного обучения в модели «1 ученик: 1 компьютер» было одним из шагов, способствующих использованию технологии как эффективного средства обучения.

Ожидалось, что мы должны увидеть обновлённые педагогические практики, которые будут преобразованы с учётом используемых технологий.

Также требовали подтверждения постулаты (наблюдения) о том, что инструменты модели «1 ученик: 1 компьютер» позволяют обеспечить:

  • высокий уровень мотивации обучающихся;
  • возможность работы с мобильными устройствами вне школы;
  • доступ к широкому спектру инструментов и ресурсов;
  • возможность привлечения родителей к учебному процессу;
  • возможность совмещения индивидуальной и групповой работы, организацию проектной деятельности в рамках урока;
  • построение индивидуальной траектории развития для каждого обучающегося.

Проведённое независимое исследование позволило оценить результаты проекта с позиций эффектов для конечного потребителя.

Может ли реализация модели «1 ученик: 1 компьютер» в школах проекта привести к заметным изменениям в образовательном процессе и повысить его качество?
Какие школы стали участниками пилотного проекта и почему?
Каким образом изменились учебные и образовательные достижения учащихся?
Что нового появилось в работе учителя, как изменился внутришкольный климат?
Как повлияло внедрение модели 1:1 на взаимоотношения родителей с детьми и со школой?

Ответы на все эти вопросы вы можете получить в материалах исследования и отчёте по его проведению. А насколько это соответствует действительности и какого эффекта можно добиться за два года работы в модели «1 ученик: 1 компьютер», можно узнать, посмотрев видео: https://www.youtube.com/watch?v=gVKipCzPJZI и страницу о проекте: https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=13&showentry=7236.